Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Зигзаги генерала Трошева Бросив вызов министру обороны, боевой генерал сделал первый шаг в своей политической карьере

"Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия" (Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Глава I. Общие положения)

Нет-нет, все уже знают, что ни о каком неподчинении командующего Северо-Кавказским военным округом генерал-полковника Геннадия Трошева вышестоящему начальнику - министру обороны РФ Сергею Иванову - речь идти не может. На то Трошев и боевой генерал, чтобы начальников уважать и приказам подчиняться. Бурно обсуждаемая среди военных, политиков и журналистов история о том, как командующий округом отказался выполнять распоряжение министра обороны, не содержит в себе элементов нарушения воинской присяги.

Ясность в эту историю внес сам Трошев. В интервью газете "Коммерсант" он заявил буквально следующее: "Министр обороны предложил мне возглавить Сибирский военный округ. Дело министра решать, но я от этого предложения отказался. Третий год я возглавляю Северо-Кавказский военный округ. К округу претензий нет, нет их и ко мне как к командующему. Поэтому я не понимаю, с чем связано такое перемещение".

То есть, если бы Сергей Иванов не предложил, а приказал Трошеву перебраться из Владикавказа в Читу (а именно туда - на дожность командующего Сибирским военным округом - хотел министр перевести строптивого генерала), то Трошев бы по-военному ответил "есть" и стал сдавать дела и складывать чемоданы. А так, видимо, генерал посчитал, что можно и поупрямиться: мол, если он уйдет, то "предаст военнослужащих округа, чеченский народ, который поверил, что действительно идет контртеррористическая операция и действительно она подходит к концу".

Наверное, контртеррористическая операция в Чечне и впрямь подходит к концу. Трошеву на месте виднее. И все же громкое выступление генерала на пресс-конференции в Махачкале, где он впервые в присутствии журналистов рассказал о планах министра обороны провести ротацию среди командующих округами, - событие из ряда вон выходящее. Тот же воинский устав требует, чтобы подчиненные не только не пререкались со своими начальниками, но и не обсуждали их действия, да еще принародно. Это, кстати, Трошеву уже поставил на вид пресс-секретарь министра обороны России Николай Дерябин.

Другой не названный, но высокопоставленный сотрудник Минобороны в интервью "Коммерсанту" предположил, что подобными действиями Трошев поставил крест на своей военной карьере, но зато положил начало карьере политической. Как известно, боевые генералы у нас в стране нередко шагают в политику - примером того могут служить, например, бывшие сослуживцы Трошева Виктор Казанцев и Владимир Шаманов, один из которых стал полномочным представителем президента в Южном федеральном округе, а другой был избран губернатором Ульяновской области.

Это предположение имеет тем больше оснований, что и сам Трошев не скрывает политической подоплеки своего отказа от переезда в Читу. По его мнению, командование Северо-Кавказского округа не следует менять накануне референдума по вопросу о конституции Чеченской республики, который планируется провести в марте-апреле 2003 года. А там, глядишь, и до выборов президента Чечни недалеко. Как знать, не метит ли боевой генерал на этот пост, чтобы, получив в свои руки полноту власти в республике, довести до конца пресловутую контртеррористическую операцию?

Официальная пресса всегда хвалила Трошева как успешного боевого генерала, у которого, по сравнению с другими командирами федеральной группировки в Чечне (тем же Шамановым, например), есть важное преимущество: он местный, уроженец Грозного, поэтому лучше других разбирается в непростых изгибах гордой чеченской души и знает не только то, как громить местное население всей мощью огневых и технических средств, но и как с ним разговаривать.

В таком же духе о самом себе высказывается и сам генерал, успевший за последние три года стать не только Героем России (1999), но и писателем. В ноябре 2001 года в печать вышла книга Трошева "Моя война. Чеченский дневник окопного генерала", в которой прямо говорится о многочисленных ошибках, допущенных высшим политическим и военным руководством в годы первой и второй чеченских кампаний. Судя по всему, именно Трошев знает, как нам обустроить Чечню, и, видимо, не сомневается в своих силах. Особенно учитывая, что в его книге, вообще-то насыщенной резкими оценками, практически не нашлось места для самокритики.

Каким будет правление Трошева, предположить нетрудно. Еще в июне 2001 года боевой генерал выступил с публичным предложением предавать казни террористов, повинных в гибели мирных жителей. Сама по себе мысль эта не очень оригинальна, но Трошев сумел внести в нее изюминку: казни, по его мнению, должны быть публичными: "Я бы сделал так: собрал бы всех на площади, вздернул бы бандита, и пусть висит, пусть все видят!". Кажется, боевой генерал действительно хорошо изучил местный менталитет...

Тогда предложение Трошева не прошло. Сделал ли он из этого выводы? Вряд ли. Кстати, именно "Чеченский дневник" как нельзя лучше свидетельствует о том, насколько своеобразно боевой генерал понимает принцип единоначалия. В его книге описано несколько ситуаций, в которых разные генералы поступают одинаково, а именно - не исполняют прямой приказ вышестоящих начальников. Однако тут-то и выясняется, что главным критерием оценки этих ситуаций для Трошева служат не строка устава и не закон, а принцип политической целесообразности.

Так, генералы Эдуард Воробьев и Борис Громов, отказавшиеся в самом начале первой чеченской кампании принять командование плохо подготовленной и плохо продуманной военной операцией, вызывают у Трошева самые негативные чувства. А генерала Анатолия Куликова, отказавшегося в июне 1995 года приостановить по указанию сверху Шатойскую операцию и продолжавшего бомбить боевиков вопреки приказу своего прямого начальника, Трошев превозносит до небес. Чувства его понять можно, но что же будет, если во главе Чеченской республики встанет человек, больше доверяющий сердцу, чем разуму?

Впрочем, может, еще и не встанет. В конце концов, никаких реальных шагов, которые недвусмысленно свидетельствовали бы о его намерении уйти в политику, генерал пока не сделал. К тому же в свое время именно он со свойственной ему прямотой назвал предателем генерала Шаманова, выдвинувшего свою кандидатуру на пост губернатора Ульяновской области. "Те, кто уходит в губернаторы, они своего рода предатели по отношению к армии, - говорил Трошев в явнваре 2001 года. - Там есть кому рулить, а Шаманов бросил своих боевых друзей, оставил армию".

Одно только непонятно: зачем же все-таки Трошев открыто бросил вызов министру обороны?

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше