Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Вступление в НАТО как лекарство от катастроф Около 170 мирных жителей Украины погибли в ходе учений и показательных выступлений украинских военных за два с небольшим года

Запретить использование военной и в особенности авиационной техники в любых развлекательных мероприятиях решил президент Украины Леонид Кучма. Кроме того, Кучма наложил запрет на проведение праздничных фейерверков в Севастополе и других основных местах базирования ВМС ВС Украины. Это решение, вступающее в силу с 30 июля 2002 года, выглядит весьма обоснованным на фоне целого ряда катастроф.

"Все наши ракеты попали точно в цель"

Напомним, 20 апреля 2000 года во время учебных стрельб украинских ПВО одна из ракет класса "земля-земля" попала в девятиэтажный жилой дом в городе Бровары Киевской области. В результате погибли трое жильцов.

Сразу после происшествия Минобороны отказывалось считать ракету ракетой, утверждая, что дом разрушило некое неопознанное взрывное устройство. В то время военные официально заявляли, что все ракеты, и в особенности выпущенная за несколько минут до взрыва в Броварах, попали точно в цель. Однако спустя несколько дней после этих заявлений в развалинах дома были найдены обломки ракеты, и тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук публично признал произошедшее.

Виновными в обстреле жилого дома в Броварах были названы заместитель командующего артиллерийскими и ракетными войсками Украины Владимир Терещенко, первый заместитель командующего войсками южного оперативного командования Валерий Пашинский и еще один офицер, Георгий Корнеев. В тот же день Корнеева уволили из армии за ложный рапорт о случившемся, Пашинского "за необъективную оценку результатов стрельб" понизили в звании, а Терещенко отправили в отставку без особых пояснений.

"Наши ракеты не летают далеко"

Искоренив зло, украинские военные вернулись к привычному образу жизни. Учения, парады, показательные выступления шли своим чередом. В августе 2001 года президент России Владимир Путин, приехавший в Киев, с восхищением наблюдал показательные выступления летчиков группы "Украинские соколы". А уже 4 октября 2001 во время учебных стрельб украинской ПВО удалось сбить летевший над Черным морем российский самолет Ту-154. На борту этого самолета находились 65 пассажиров (многие - граждане Израиля) и 12 членов экипажа. Все находившиеся в самолете люди погибли.

Не желая принимать на себя ответственность за произошедшее, министр обороны Украины (на тот момент это все еще был Александр Кузьмук) некоторое время делал вид, что учений все-таки не было, хотя они и планировались. Затем он пытался намекнуть журналистам, что силы украинской ПВО к уничтожению самолета не причастны и вообще украинские ракеты не слишком опасны. По словам министра, эти ракеты просто "не летают так далеко". С близким по смыслу заявлением тогда выступил и убежденный в высоком профессионализме украинских военных президент России Владимир Путин, сообщивший прессе, что эти ракеты по своим тактико-техническим характеристикам не могли достигнуть "коридоров, в которых находились воздушные суда, в том числе потерпевший катастрофу Ту-154".

Однако почти через три недели расследования выяснилось, что украинские ракеты все-таки летают на довольно значительные расстояния, и одна из таких ракет действительно попала в российский самолет. К тому времени министр обороны Украины уже смирился с этим обстоятельством и подал президенту рапорт об отставке, куда и был отправлен 24 октября. Добавим, что по официальным сообщениям, в отставку Кузьмук подавал дважды, причем в первый раз - в самый день катастрофы, когда ракеты еще не летали далеко. Однако тогда президент не принял его отставки, заявив, что не может разбрасываться кадрами.

Между тем 24 октября 2001 года сам украинский президент признал, что Ту-154 был сбит украинской ракетой "в результате фатального стечения обстоятельств". Во избежание повторного стечения таких обстоятельств Кучма тогда же объявил о введении временного запрета на пуски всех ракет.

Самолеты тоже

С тех пор о несколько дискредитировавших себя силах ПВО Украины больше ничего подобного не было слышно. Зато в печати регулярно появлялись сообщения о намерении Украины вступить в НАТО (для чего республике придется провести основательную военную реформу). Представители НАТО отнеслись к идее возможного присоединения Украины весьма благожелательно и даже изъявили готовность оказать Киеву помощь в проведении военной реформы. В обмен руководство альянса желало получить возможность использовать украинскую военную технику, и прежде всего самолеты (речь шла главным образом о самолетах серии Ан), в своих операциях. В июле 2002 года руководство НАТО, довольное сотрудничеством с украинскими военными, начинает переговоры с Украиной по соглашению "О стратегических авиатранспортных перевозках".

Впечатление от достижений украинской армии было испорчено внезапно. 27 июля 2002 года во Львове во время показательных выступлений группы "Украинские соколы" истребитель Су-27 потерял управление и рухнул на толпу, собравшуюся посмотреть на авиашоу. В результате падения и взрыва самолета погибли 83 и были ранены 116 зрителей.

Оба пилота истребителя, полковники авиации Юрий Егоров и Владимир Топонарь, успели катапультироваться и остались в живых. И хотя министр обороны Украины Владимир Шкидченко публично признал свою ответственность за происшедшее и даже подал рапорт об отставке, специальная комиссия, расследующая обстоятельства этой катастрофы, склоняется к тому, чтобы представить виновными не только генералов, но и самих летчиков.

В то же время некоторые эксперты утверждают, что сам факт удачного катапультирования обоих пилотов в такой невероятно сложной ситуации свидетельствует об их высоком профессионализме. О профессионализме обоих пилотов говорят и их коллеги по группе. Добавим, что кандидат в главные виновники катастрофы Владимир Топонарь был ведущим звена во время столь понравившихся Владимиру Путину выступлений "Соколов" в августе 2001 года.

Между тем сами пилоты разбившегося Су-27 заявили следователям генпрокуратуры Украины, что 27 июля им пришлось лететь не на той машине, на которой они готовились к выступлениям. О техническом состоянии машины они не сказали ничего, заметив только, что, по их мнению, в баках Су были излишки горючего. Почему это произошло, чем еще и благодаря чьим усилиям разбившийся самолет отличался от привычного летчикам, предстоит выяснить спецкомиссии.

Пока неясно, как повлияет эта катастрофа на отношение НАТО к украинской армии вообще и военным самолетам в частности. Однако очевидно, что помощь в реформировании украинских вооруженных сил альянс предложил своевременно.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше