Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Соломоново решение: общаться можно, говорить - нет Верховный суд разрешил военным общаться с иностранцами, но оставил в силе перечень сведений, не подлежащих огласке

Во вторник Верховный суд в очередной раз рассматривал дело о признании незаконными и отмене двух приказов Министерства обороны РФ.

Дело рассматривалось по инициативе двух российских граждан: Григория Пасько и Виктора Калядина, признанных виновными в шпионаже и приговоренных к 4 и 14 годам лишения свободы соответственно. В истории их обвинения не последнюю роль сыграли именно эти два закона - приказ Минобороны № 010 от 1990 года, содержащий запрет военным, допущенным к гостайне, посещать посольства и консульства иностранных государств, а также устанавливать связи с иностранными гражданами, если это не входит в круг их служебных обязанностей, и приказ № 055 от 1996 года, который вводил перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах РФ.

Непотопляемый приказ

Секретные приказы Минобороны впервые оказались в поле зрения общественности в связи с делом военного журналиста Григория Пасько. В первый раз Пасько был арестован в 1997 году. Ему инкриминировали передачу Японии секретных данных, касающихся аварий на ядерных подлодках. Летом 1999 года суд ТОФ признал его виновным, но не в шпионаже, а в превышении служебных полномочий, и приговорил к трем годам лишения свободы, после чего сразу же амнистировал. В ноябре 2000 года Военная коллегия Верховного суда по протесту Главной военной прокуратуры отменила приговор как слишком мягкий и направила дело на дополнительное расследование.

В декабре 2001 года тот же суд признал Пасько виновным в государственной измене в форме шпионажа, однако вынес ему самый мягкий из возможных приговоров - четыре года лишения свободы. Сразу после оглашения приговора за военного журналиста вступились многие известные политики, вызвавшиеся ходатайствовать о помиловании Пасько. Однако сам Григорий Пасько отказался от помилования и решил довести дело до конца. Спустя несколько дней после вынесения приговора адвокаты Пасько подали кассационную жалобу в Верховный суд.

Уже в ходе процесса Пасько подал иск о признании незаконными приказов №10 и № 055. Ходатайство об отмене приказа министра обороны подали адвокаты Юрий Шмидт, Михаил Матинов и сотрудник международной экологической организации "Беллуна" Александр Никитин, который был привлечен в качестве эксперта по секретным документам по делу журналиста Григория Пасько.

Адвокаты утверждали, что в обжалуемый приказ Минобороны включены категории сведений, которых нет в федеральном законе "О государственной тайне". По их словам, руководствуясь этим перечнем, военные эксперты дают свои заключения, на основе которых людям предъявляются обвинения в разглашении государственной тайны.

В сентябре 2001 года Военная коллегия Верховного суда России признала недействительными отдельные пункты приказа министра обороны о секретных документах. Речь идет о приказе номер 055 "О государственной тайне". Это решение подтвердила в ноябре и кассационная коллегия Верховного суда. Однако военные не спешили выполнять решение суда.

Новый виток борьбы за приказ начался в феврале. Тогда уже Военная коллегия ВС еще раз подтвердила незаконность требований Минобороны к своим сотрудникам вообще не поддерживать контактов с иностранцами, изложенных в приказе № 10, и введение перечня секретных сведений, введенных приказом №55.

На сей раз недовольными остались представители Минобороны, они опротестовали решение Военной коллегии.

Соломоново решение

Вынесенное во вторник решение Кассационной коллегии Верховного суда должно удовлетворить обе стороны.

Суд признал противоречащим законодательству приказ, запрещавший военным любые внеслужебные контакты с иностранцами, однако оставил в силе перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах РФ.

Таким образом, и правозащитники не могут считать себя проигравшими - решение суда отменило действительно абсурдный приказ, по которому при желании практически любого военнослужащего можно было привлечь к уголовной ответственности. И военные не должны быть в обиде - святая святых, перечень государственных секретов остался неприкасаемым для правозащитников, экологов, журналистов - то есть защищенным от любых попыток получить объективную информацию о состоянии военной техники в России.

Другое дело, что решение Верховного суда никак не поможет не только Григорию Пасько и Виктору Калядину, но и другим обвиненным на основании этих приказов - Игорю Сутягину в Калуге, Валентину Данилову в Красноярске.

Кроме того, как заявил накануне представитель Управления контрразведки ФСБ, сотрудники его ведомства за 2001 год обезвредили 45 агентов зарубежных спецслужб, в том числе двоих российских граждан, имена которых не называются. К тому же ФСБ сильно обеспокоена именно предоставлением российскими гражданами так называемой "технической информации" в обмен на услуги, содействие при приеме на работу или предоставление грантов и стипендий от различных фондов.

Верховный суд 7 мая разрешил военным "общаться" с иностранцами, но говорить с ними они уж точно не смогут - "неубиваемый" приказ за номером 55 заставит замолчать любого.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше