Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Процесс Олейника: Кто-то должен сидеть в тюрьме По делу, в котором задействованы громкие имена российского и украинского истеблишмента, нашли виновного

29 апреля Московский гарнизонный военный суд признал виновным бывшего начальника Главного управления военного бюджета и финансирования министерства обороны генерал-полковника Георгия Олейника в превышении должностных полномочий, и приговорил его к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. При этом суд не счел возможным лишить генерала воинского звания и возможности занимать государственные должности после освобождения. Обвинение требовало для Георгия Олейника 4,5 года тюрьмы, лишив его при этом звания.

По данным Главной военной прокуратуры, в декабре 1996 года и в марте 1997 года Георгий Олейник подписал два платежных поручения о переводе в общей сложности на 450 миллионов долларов в Лондон на счета английской компании United Energy International, учрежденной корпорацией "ЕЭС Украины". Деньги перечислялись в соответствии с двумя заключенными соглашениями, которые были связаны с поставками российского газа на Украину в обмен на материально-технические ресурсы для нужд Минобороны России и урегулированием задолженности "Газпрома" по налогам перед бюджетом.

Таким образом, по мнению следствия, действиями Олейника государству был нанесен ущерб в размере 327 миллионов 67 тысяч долларов, поскольку оплаченная по договорам продукция, в частности стройматериалы, так и не была ввезена в Россию. В своем последнем слове 24 апреля Георгий Олейник категорически отверг все обвинения и заявил, что исполнял приказы вышестоящего руководства.

Для адвокатов Олейника приговор стал во многом неожиданностью, так как ранее они были уверены в том, что судья переквалифицирует "превышение полномочий" на менее тяжкую статью уголовного кодекса "халатность" и, скорее всего, амнистирует генерала. Пытаясь представить своего клиента как простого исполнителя чужой воли, они, в частности, привлекли в качестве свидетеля заместителя министра обороны России по финансам Любовь Куделину, которая в 1996-97 годах возглавляла департамент оборонного комплекса Минфина. На суде она заявила, что оба соглашения, о перечислении 250 и 200 миллионов долларов, "не прорабатывались" и она "не принимала участия в их проработке и исполнении".

Отвечая на вопрос суда, Любовь Куделина признала, что соглашения должны были прорабатываться в департаменте, однако заявила, что ее непосредственный начальник - заместитель министра финансов Андрей Вавилов - ей их тогда не предоставил. При этом Куделина заявила, что указание Минфина не могло быть для Олейника обязательным.

Между тем Вавилов, которого вызывали на процесс как свидетеля 22 марта, заявил, что соглашения, в соответствии с которыми были перечислены деньги и которые он подписал, ему приносила на подпись именно Куделина. Отметим, что в отношении самого Вавилова дело "о 450 миллионах долларов" было прекращено в конце 2001 года. В результате расследования следователь по особо важным делам Валерий Попов пришел к выводу, что Вавилов "не превышал должностных полномочий и действовал строго в соответствии с законом".

Очная ставка Вавилова и Олейника также не помогла пролить свет на это дело. Георгий Олейник по-прежнему заявлял, что выполнить соглашения его обязал по телефону именно замминистра Вавилов, угрожая снять с должности. Вавилов так же убежденно все это отрицал. По поводу роли Юлии Тимошенко, возглавлявшей корпорацию "ЕЭС Украины", Вавилов признал, что она была в его кабинете. "Ну а кому она представила проекты соглашений, я не знаю. В Минфине несколько этажей и огромное количество кабинетов", - заявил Вавилов.

В качестве свидетеля на процессе выступил и бывший министр обороны РФ Игорь Родионов, который подтвердил, что подписал первое соглашение на заседании правительства России, однако выразил сомнение в том, что визировал второй документ. "Это является загадкой для меня", - признался Родионов. По его словам, инициаторами соглашения 1996 года были премьер-министры России и Украины Виктор Черномырдин и Павел Лазаренко. Текст документа был разработан в Минфине и направлен в Минобороны на согласование и исполнение.

Экс-министр обороны заявил, что Олейник "не мог не изучать эти соглашения" и докладывал ему, что их следует подписать. Однако в суде напомнили, что на очной ставке с обвиняемым в феврале 2001 года Родионов утверждал, что Олейник не докладывал ему о необходимости и целесообразности изучения и подписания этих соглашений. Родионов не смог прокомментировать такое расхождение в своих показаниях. Он предположил, что в ходе очной ставки мог находится под воздействием "психотропных средств".

Надо отметить, что суд по сути не счел нужным обратить внимание на тот факт, что эксперты признали поддельным одно из двух платежных поручений на перевод 200 миллионов долларов. Из заключения специалистов следует, что документ был изготовлен путем сканирования оригинала или его промежуточной копии с последующим неоднократным изменением первоначальной даты и номера. После оглашения результатов экспертизы защитники Олейника, заявили ходатайство с просьбой исключить из проведенной Центробанком РФ проверки, часть выводов, сделанных после исследования платежных документов. Однако ведущий это дело судья Василий Винокуров отказался удовлетворить эту просьбу.

Итак, по делу, в котором задействованы громкие имена российского и украинского истеблишмента, нашли виновного. Удивительно, что суд не догадался вычитать из "зековской" зарплаты генерала деньги на возмещение тех самых пропавших миллионов долларов. Сам Георгий Олейник считает, что его "вина - самое большое полпроцента". Однако, для нашей судебной системы сейчас гораздо более дорогого стоит доказать, что государство в России уже не может позволить себе роскошь принимать решение, за которое никто не отвечает.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше