Главное
23:21, 21 ноября 2001

Охота за деньгами террористов в западных банках - сложней войны в Афганистане Добраться до денег Усамы бин Ладена и его коллег оказывается не по плечу полицейским и банкирам Европы и США

Русская служба Би-Би-Си24 сентября, когда президент США обнародовал свой указ о борьбе с финансированием терроризма, он призвал присоединиться финансовые институты всего мира, пишут Майкл Пил и Джон Уилман в лондонской "Файнэншл таймс". Однако заморозить активы 27 человек и организаций, которые Белый дом подозревает в связях с терроризмом, оказалось сложнее, чем рассчитывал Джордж Буш, добавляют авторы статьи.


Даже произношение имен - это настоящий кошмар. Просто нет корректного эквивалента арабских имен. А к тому же имена многих из тех, кто в списке, либо очень распространенные, либо просто военные прозвища

Банкир
К примеру, только один небольшой британский банк обнаружил 1800 счетов, которые могут быть связаны с фигурантами вашингтонского списка. А другому банку - американскому - пришлось доказывать Федеральному резерву, что на проверку подобных счетов понадобится больше, чем 24 часа.

"На наших глазах происходит смена приоритетов в настроении общества, - сказал один банкир. - Но для того, чтобы не вызвать новых проблем, действовать нужно более осторожно, чем пытаются действовать власти, поскольку есть опасность того, что вся система может оказаться неработоспособной".

Следствие по делу о терактах 11 сентября продемонстрировало всю сложность проблемы, с которой столкнулись законодатели и правозащитные органы, пишут Пил и Уилман. Дело в том, что террористы использовали прорехи, существующие в надзоре за международной финансовой системой. Они не только перемещали средства по глобальной банковской сети, но и пользовались другими, не столь очевидными, приемами, в том числе отмыванием денег через благотворительные фонды и пересылкой их по системе "хавала".

Что такое "хавала"


Банки научились отслеживать грязные деньги, вливающиеся в их системы. Но они совершенно не готовы действовать в условиях, когда легитимные деньги проходят по сетям с целью их нелегитимного использования в будущем

Финансовый эксперт
Время идет, поиски расширяются. Сегодня в списке тех, кого Вашингтон подозревает в связях с террористами и активы которых должны быть поэтому заморожены, уже более 150 имен и названий. Но даже при наличии прямого распоряжения банки не в состоянии отреагировать так быстро и эффективно, как хотелось бы властям, отмечают авторы статьи в "Файнэншл таймс".

"Даже произношение имен - это настоящий кошмар, - говорит один банкир. - Просто нет корректного эквивалента арабских имен. А к тому же имена многих из тех, кто в списке, либо очень распространенные, либо просто военные прозвища".

Банки, работающие на транснациональном уровне, сталкиваются с еще большими трудностями, поскольку в разных странах разные списки подозреваемых. "Нашим местным банкирам приходится принимать во внимание и здешние списки, - жалуется другой банкир. - Это игра в кошки-мышки на фоне мешанины законов и правил".

Ну а координированные действия в международном масштабе представляются и вовсе неосуществимыми. В 1989 году Большая семерка учредила специальную группу по борьбе с финансовыми махинациями - FATF.


Глобальный незаконный оборот "наркотических" средств оценивается в 500 миллиардов долларов. Финансы терроризма составляют максимум несколько миллионов долларов. А это значит, что эти деньги гораздо легче спрятать

Марк Пит, профессор Базельского университета, бывший член FATF
В октябре этого года в Вашингтоне ее руководство предложило осуществить ряд мер, в числе которых - придание правительствам больших полномочий в сфере замораживания активов, обмен информацией о подозрительных трансфертах и создание "черного списка" государств, способствующих финансовым операциям террористов. МВФ постановил, что к 1 февраля 2002 года эти задачи должны быть выполнены, а те правительства, которые не сделают этого, окажутся перед угрозой санкций, в том числе и изгнания их банков с мирового рынка.

Уже сегодня FATF требует от финансовых институтов сообщать о подозрительных финансовых операциях, однако лишь в том случае, если существуют "обоснованные подозрения" в том, что эти средства могут быть использованы в террористических целях. Но, утверждают Пил и Уилман, в этом и кроется проблема: финансы террористов - в отличие от отмываемых денег или средств, наживаемых на торговле наркотиками или оружием, - зачастую поступают из некриминальных источников. Другими словами, надзор должен вестись и за тем, куда деньги идут, и за тем, откуда.

"Банки уже научились отслеживать грязные деньги, вливающиеся в их системы, - говорит один из экспертов. - Но они совершенно не готовы действовать в условиях, когда легитимные деньги проходят по сетям с целью их нелегитимного использования в будущем".


В "черном списке могут оказаться и союзники США, такие как Саудовская Аравия или Пакистан, как оказались в списке 19 государств, не желающих бороться с отмыванием средств, Израиль и Венгрия, Россия и Египет

Система, строящаяся на субъективных догадках о том, на что в будущем будут потрачены средства, вызывает и вопросы, касающиеся гражданских прав. "Появляется угроза институционального расизма, - говорит один банкир, - угроза нормальной жизни выходцев с Ближнего или Среднего Востока".

Банки, не желающие нарушать новые правила, могут стать чересчур бдительными и сообщать властям о любых намеках на появление проблемы. "Если власти всерьез нажмут на банки, они добьются "оборонительного" подхода, когда банки станут докладывать буквально обо всем, - говорит другой банкир. - Это может привести к такому росту числа рапортов, что власти просто не смогут их переварить".

Еще одна проблема - способность банков и властей отслеживать относительно небольшие суммы, используемые террористами. "Разговоры о том, что финансовая разведка могла предотвратить нападение на Всемирный торговый центр, весьма сомнительны, - утверждает Найджел Моррис-Коттерилл, адвокат и редактор журнала "Уорлд мани-лондеринг рипорт". - И суммы, и то, как они тратились, совершенно не выбивались из каких-либо рамок, так что вряд ли они были в состоянии вызвать подозрения".


Борьба с финансированием терроризма может оказаться куда сложнее, чем решение проблемы отмывания других "грязных" денег

И еще одно. FATF предлагает создать "черный список" стран, потворствующих финансированию мирового терроризма. Но ведь в этом списке могут оказаться и союзники США, пишут авторы статьи, - такие как Саудовская Аравия или Пакистан. Как оказались в списке 19 государств, не желающих бороться с отмыванием средств, Израиль и Венгрия, Россия и Египет.

Между прочим, в отчете, опубликованном FATF летом этого года, говорилось, что почти две трети из 29 стран, представители которых входят в эту группу, не выполняют полностью рекомендаций по борьбе с отмыванием финансов. В числе стран, которые после этого занялись пересмотром своего законодательства, оказались и США, и Великобритания.

Все это означает, пишут в заключение Майкл Пил и Джон Уилман, что реализация правил, введенных после 11 сентября, может не соответствовать ожиданиям тех, кто их предлагал. История свидетельствует, что борьба с финансированием терроризма может оказаться куда сложнее, чем решение проблемы отмывания других "грязных" денег.

"Глобальный незаконный оборот "наркотических" средств оценивается в 500 миллиардов долларов, - говорит Марк Пит, профессор Базельского университета и бывший член FATF. - Финансы терроризма составляют максимум несколько миллионов долларов. А это значит, что эти деньги гораздо легче спрятать".