Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Юрист оценил необходимость закона о регулировании алгоритмов соцсетей

Фото: camilo jimenez / Unsplash

Журавлев заявил, что ни одна соцсеть не имеет права манипулировать вниманием пользователей

Ни одна соцсеть в мире не имеет права манипулировать вниманием своих пользователей, считает председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.

«Должны быть закон и порядок, который бы регулировал работу алгоритмов соцсетей. И это общемировой тренд. В частности, Китай в последнее время начал очень внимательно относиться к рекомендательным сервисам и занимается подготовкой соответствующего регулирования, Европейский Союз делает тоже самое, но в более мягкой форме. Не отстает в этом вопросе и Россия», — отметил эксперт.

Он подчеркнул, что принцип работы алгоритмов IT-гигантов непрозрачен и не публичен. До сих пор неизвестно, как рекомендательные сервисы решают, что попадет в ленту пользователей. Технологические корпорации не раз заявляли, что уделяют большое внимание процессу модерации и постоянно совершенствуют имеющиеся системы.

Однако, отметил эксперт, на деле онлайн-платформы удаляют контент, который не содержит в себе запрещенную информацию, а по-настоящему деструктивные материалы оставляют без внимания. Так, в августе 2021 года в России был представлен обновленный антирейтинг социальных сетей. Первое место в нем занял Facebook, второе — YouTube, третьим стал Twitter. Именно эти онлайн-платформы наиболее часто нарушают законодательство в части распространения деструктивного контента и фейков, а также блокировки аккаунтов, выразил уверенность специалист.

По словам Александра Журавлева, в вопросе регулирования алгоритмов соцсетей несколько аспектов. Во-первых, сказал он, это подмена алгоритма и продвижение определенного товара или услуги, подобранного не на основе предпочтений пользователя, а на обязательствах платформы перед рекламодателем, то есть, введение потребителя в заблуждение. Во-вторых, используемый контент, который может быть и деструктивным. И в-третьих, антимонопольный аспект, связанный с конкуренцией. Интернет-платформа под видом рекомендаций может продвигать собственные товары, сервисы и услуги, не показывая предложения конкурентов.

Законопроект о рекомендательных алгоритмах социальных сетей и видеохостингов планируют представить в Госдуму до конца этого года. Как ожидается, правовая инициатива будет направлена на решение двух фундаментальных задач. Во-первых, она позволит сделать рекомендательные алгоритмы прозрачными обществу. Во-вторых, предоставит пользователям кнопку выключения таких алгоритмов и свободу выбора: довериться ли конкретной сети или самостоятельно искать информацию.

По его словам, важной задачей становится разработка универсальных прозрачных правил контроля размещаемого контента со стороны самих интернет-ресурсов и установлению единых для всех правил и стандартов самопроверки размещаемого контента. В том числе механизма обоснованных жалоб и выявления нарушений со стороны самих пользователей и администраторов, с прозрачной процедурой отчетности по устранению нарушений. Пользователи должны иметь возможность самостоятельно отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Иначе рекомендательные системы получают возможность ограничивать информационное поле пользователя, погружают его в информационную сферу максимально комплементарную его убеждениям. Это ведет к поляризации общественного мнения, сокращению информированности общества.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше