На «Иви» — созданный при поддержке Института развития интернета сериал «Точка ноль» о вирусологе из Москвы, которая обнаруживает в алтайской деревне смертельно опасное инфекционное заболевание. «Лента.ру» рассказывает, как шоу осмысляет совсем недавнюю борьбу российских властей c антипрививочниками и чем напоминает культовый фильм Стивена Содерберга «Заражение».
Столичная вирусолог Анна Маркова (Марина Александрова), пытаясь сбежать от травматичного прошлого, переезжает работать в научно-исследовательский центр в Новосибирске. Там она получает задание отправиться в Алтайский край в небольшую деревню Кедровка, где у местной девочки зафиксирована таинственная инфекционная болезнь.
Местные к приезжей относятся либо с настороженностью, либо с откровенной агрессией — могут и ружьем начать размахивать. Как назло, на ближайшей вышке связи произошла авария — вызвать подмогу не получится. Анне, которая тут же определяет высокую опасность неизвестного вируса, возникшего, предположительно, из-за незаконной свалки крупного мясокомбината, предстоит самостоятельно организовать в деревне карантин, убедив местных довериться ей.
Хоть деревенские уже не понаслышке знакомы с пандемией коронавируса, перспектива новой биологической опасности большинство из них совсем не пугает. Анне приходится всеми силами принуждать жителей Кедровки к кооперации и совершенно кустарными способами организовывать карантин. «Знаешь первое правило карантина? Ты всем рассказываешь о карантине», — объясняет она местной девочке, вызвавшейся помочь.
Порой создается впечатление, что это борьба «просвещенности» и «невежества», воспетая еще братьями Стругацкими в повести «Трудно быть богом», где на одной стороне выступает московская ученая, на другой — игнорирующие ее предупреждения местные, которые лечатся «Звездочкой», протестуют против масочного режима и слушают шаманские советы по здоровью. Впрочем, у этого конфликта будто бы есть и другие, куда более любопытные зачатки сюжета о столкновении крупной госструктуры с анархически настроенным населением. Получит ли развитие именно эта сюжетная зарисовка, по первым эпизодам предсказать трудно.
Однако то, что в основу сюжета легла реальная история пандемии коронавируса в России, неблагодарной работы вирусологов и протестов против антиковидных мер и ограничений — QR-кодов, вакцинации, локдаунов — становится очевидно уже в первых сериях. Причем связь «Точки ноль» с настоящей чумой XXI века куда нагляднее, чем, к примеру, в фантастических «Выживших».
Сериал «Иви» идет скорее по пути сурового реализма, хорошо продемонстрированного еще «Заражением» Стивена Содерберга, которое рассказывало о противостоянии неизвестному смертельному вирусу, обрушившемуся на человечество. Подтверждением служит и тот факт, что еще на стадии разработки идеи и работы над сценарием к «Точке ноль» были привлечены вирусологи-консультанты.
Что в Новосибирск, что в алтайскую деревню Анна едет не из чувства долга, но из-за некой травмы в прошлом. Подробности этой трагедии в первых эпизодах тоже остаются не до конца оформленными, однако для режиссера проекта Сергея Пикалова именно она оказалась самой важной составляющей всего шоу.
Пикалов начинал путь кинорежиссера с работы над эпизодами «Не родись красивой» для телеканала СТС в середине 2000-х. Также среди его проектов есть «Мымра» с Владимиром Вдовиченковым — вариация на тему «Служебного романа», второй сезон боевика «В клетке» с Павлом Прилучным и историческая мелодрама «Мятеж» о заложнице ЧК, которая растапливает сердце суровому следователю. Помимо этого, в фильмографии режиссера — снятая в Азербайджане драма о старости «Последний», в 2014 году попавшая в короткометражный конкурс Каннского кинофестиваля.
Завязка «Точки ноль», занимающая по времени как минимум два первых эпизода, явно оставляет шоураннерам огромное пространство для маневра: сложно предсказать, чему конкретно посвящен этот сериал, как будут развиваться дальнейшие события, что именно терзает главную героиню в исполнении Марины Александровой и почему уже знакомые с пандемией коронавируса жители Кедровки столь враждебно относятся к медикам и вирусологам.
В первую очередь — на захватывающие виды башкирских (их в шоу выдают за алтайские) степей и лесов. Съемки проходили, помимо Москвы и Подмосковья, в Белорецком районе Башкортостана, в селах Отнурок и Ишля, где съемочной группе приходилось каждую смену запускать в небо сигнальные ракеты, отпугивая хищников.
В конце концов, природа здесь, как и в любом кинопроекте про невидимые вирусы и бактерии, выступает отдельным персонажем — смертоносным, беспощадным, вечным: существовала она задолго до появления человека, и, породив когда-нибудь очередной смертоносный вирус, останется существовать долгое время после нашего исчезновения с лица Земли. Таким тезисом, по крайней мере, руководствуется и главная героиня сериала, утверждающая, что «любая помощь в масштабах науки или вселенной — это вообще полная ерунда». Сумеет ли что-то изменить ее убеждение?
Сериал «Точка ноль» можно посмотреть в российском онлайн-кинотеатре «Иви» с 4 апреля