Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Алена Косторная и Этери Тутберидзе

«Ей надо на всю страну извиниться» Косторная уходила от Тутберидзе со скандалом, а теперь возвращается. Чего ей не хватило у Плющенко?

Алена Косторная и Этери Тутберидзе

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Фигуристка Алена Косторная возвращается в группу Этери Тутберидзе спустя полгода тренировок в академии Евгения Плющенко. Официального подтверждения информации пока нет, но оно должно появиться в ближайшее время. Эта новость стала большой неожиданностью, хотя, если вдуматься, по логике именно так события и должны развиваться. Слабый контент программ, трудности с набором физической формы и, наконец, непопадание на чемпионат мира — вот что Косторная имеет к концу предолимпийского сезона. Чтобы продолжать борьбу, ей срочно нужно что-то менять, и вариантов у нее не так много. А ведь из «Хрустального» спортсменка уходила со скандалом и поначалу выглядела на новом месте очень счастливой... Действительно ли сотрудничество Косторной и Плющенко было обречено на провал и сможет ли Тутберидзе спасти карьеру спортсменки — разбиралась «Лента.ру».

«Она решила кардинально поменять команду»

Переход Косторной к Плющенко в июле 2020-го вызвал очень много вопросов. Так, незадолго до нее в «Ангелы Плющенко» ушла Александра Трусова, но, во-первых, сделала это более цивилизованно, а во-вторых, имела на то причины. Трусова, многократная рекордсменка мира и фигуристка с уникальным набором четверных прыжков, весь прошлый сезон в очной борьбе проигрывала и Косторной, и другой одногруппнице Анне Щербаковой. Имея самый сложный в мире технический контент, Александра не катала программы чисто, поэтому на всех крупных стартах оставалась только с бронзой. Это и была главная претензия фигуристки к тренерскому штабу: специалисты не могли научить ее выступать без срывов.

Трусова ушла из «Хрустального» до начала нового сезона, на сборы она отправилась уже с командой Плющенко. В интервью «Матч ТВ» она подробно объяснила решение и поблагодарила прежних наставников за работу. Хотя некоторые эксперты сомневались в правильности ее действий, жестко осуждать фигуристку никому в голову не приходило. В «Хрустальном», в свою очередь, расстроились, но были сдержанны. Трансфер получился громким, но культурным, что ли. С Косторной вышло иначе.

Алена провела предсезонную подготовку в прежней группе, хореограф Даниил Глейхенгауз поставил ей новые программы. До контрольных прокатов оставалось немногим больше месяца — время на отработку элементов и набор формы. Однако внезапно выяснилось, что еще с весны фигуристка вела переговоры с Плющенко (эту информацию то подтверждали, то опровергали). Тут же всплыли некие списки «персон нон-грата» — фигуристок «Хрустального», с которыми Косторная не хочет заниматься на одном катке. Это был конец сотрудничества, на который Тутберидзе отреагировала эмоциональным постом в Instagram. «Приходят к нам милые, добрые, с открытым взглядом, желающие добиться результатов, доказать себе и другим. Проходит время, мы продуктивно работаем и добиваемся порой колоссальных результатов. А дальше...» — написала она.

Но ведь у Косторной под руководством Тутберидзе с результатами проблем и правда не было. В начале прошлого сезона она освоила тройной аксель, а еще очень прибавила в компонентах. Это позволило ей не проиграть ни одного международного старта. Оба этапа Гран-при, финал мировой серии и чемпионат Европы остались за Аленой и, если бы не пандемия и отмена чемпионата мира, спортсменка поехала бы туда фаворитом.

Не знаю, что ее не устраивало. И не устраивало ли. Могу сказать только, что Алена решила кардинально поменять команду. Каких-то конкретных пожеланий у нее не было — просто хотела тренироваться, готовиться к Олимпиаде, она абсолютно заточена на спорт

Евгений Плющенко двукратный олимпийский чемпион, тренер

«После сегодняшнего завтра нет»

В «Ангелах» к поставленной задаче подошли с энтузиазмом и ответственностью. Трусову и Косторную развели по времени — фигуристки стали заниматься в разных группах и у разных тренеров. Алене, которая первое время каталась под присмотром ортопеда, поставили новые программы, причем привлекли для этого знаменитую Ше-Линн Бурн. Тогда же у Косторной появились рекламные контракты — с брендом одежды для фигуристов Karisma и производителем зубной пасты R.O.C.S. До этого у Алены партнеров не было, в отличие от Трусовой, которая давно является лицом Adidas, и Щербаковой, сотрудничающей с Nike.

На контрольных прокатах Алена показала только короткую, а со второго дня снялась. Именно тогда в микст-зоне «Мегаспорта» она впервые подробно ответила на вопросы журналистов. Рассказала, например, что у Плющенко на нее никто не кричит и не ругается в случае ошибок, что к ней прислушиваются и чувствует она себя очень комфортно. «Я считаю, если человек ушел, то на это были причины, никто просто так не уходит, от добра добра не ищут. А вот все эти посты в Instagram — это обидно, кидать ответки друг другу... Если хочешь выяснить отношения, прямо настолько неймется, то лучше глаза в глаза встретиться и все высказать. Но я не могу никого обсуждать», — сказала она.

При этом официально Косторная продолжала числиться в «Хрустальном», а не в «Ангелах Плющенко». Дело в том, что переход состоялся после закрытия трансферного окна, поэтому оформить документы в Федерации фигурного катания на коньках России (ФФКР) не смогли

По словам Плющенко, фигуристка пришла к нему с травмой, поэтому было решено сначала лечиться, а затем восстанавливать контент. Так что тройного акселя в ближайших планах не было. Потом Алена заболела коронавирусом, начались осложнения, и она выпала еще на некоторое время. К Гран-при России в ноябре она попыталась набрать форму, но удалось это лишь отчасти. В итоге — только второе место, которое Алену, кстати, совсем не расстроило. «Может, было бы проще восстановить технику, если бы я была у Тутберидзе? А может, мне следовало перейти, потому что я стала больше улыбаться», — заявила тогда спортсменка в интервью японскому телевидению. Улыбка на ее лице, правда, держалась недолго.

На чемпионат России в декабре фигуристка не приехала, а появилась только в финале национального Кубка в последних числах февраля. Она вышла на лед с двумя новыми программами (зачем-то их поменяли вновь). Эти соревнования были для Косторной последним шансом отобраться на чемпионат мира. Только вот бороться за путевку пришлось с Елизаветой Туктамышевой, которая в текущем сезоне почти не пропускала стартов, а еще вовсю практикует чистые триксели: один в короткой и два в произвольной. Победить такую Туктамышеву у Косторной даже на бумаге не было шансов. Спасло бы только чудо, но его не произошло: ученица Алексея Мишина выглядела более чем убедительно, а Алена ошибалась и в том несложном для себя наборе элементов, что был заявлен.

После короткой программы Плющенко сел поодаль от ученицы и сухо заметил: «Нужно готовиться к завтра». «После сегодняшнего завтра нет», — вытирая слезы, ответила ему фигуристка. И в контексте последних событий звучит эта фраза не так однозначно.

«Теперь ей надо на всю страну извиниться, просить и ждать»

Новость о возможном возвращении Косторной прогремела вечером 3 марта. Первым о желании фигуристки рассказал директор «Самбо-70» Ренат Лайшев, почти сразу об этом одновременно написали несколько не зависящих друг от друга источников, а фигуристка и специалист от оперативных комментариев воздержались. Зато очень ярко отозвалась на еще не подтвержденную информацию заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова. «Она громко, на всю страну, уходила, теперь ей надо на всю страну извиниться, просить и ждать решения мастера. Тутберидзе — выдающийся тренер, она сама решит, что ей делать. А желания Алены мы не учитываем, у нее сегодня одни, а завтра другие», — заявила она «Р-Спорту».

Не менее резко высказалась олимпийская чемпионка Ирина Роднина, которая выразила, в общем-то, давно будто витавшую в воздухе мысль. «Главное, чтобы Алена не металась сама: то здесь попробую, то там. Ей надо понять, что она в том техническом состоянии, что все зависит от ее работы и настроя, а не от тренера. А то, что она меняет тренеров, как перчатки... Надо понимать, может, не только в тренере проблема, может, в ней самой?» — задалась вопросом Роднина.

В команде Тутберидзе информацию по горячим следам прокомментировал только хореограф Алексей Железняков. Причем не подтвердил или опровергнул ее, а лишь высказал собственные догадки: «Знаете, мы все вправе совершать ошибки. Мы не компьютеры и не вычислительная техника. Не можем предугадывать какие-то ситуации. Если Алена осознала свою ошибку, извинилась перед Этери Георгиевной за свое интервью и другие поклепы, которые она говорила... Почему бы и нет? Если человек раскаивается, надо уметь прощать», — заметил он.

Тренер Александр Жулин тоже встал на сторону фигуристки, заявив, что это единственный верный шаг в этой ситуации. «Результаты показывают, что она идет в неправильном направлении. От чемпионки Европы она скатилась до человека, который не попадает никуда в состав. Этери зарекомендовала себя как лучший тренер женского одиночного катания в мире за последние лет шесть. Если Алена не закатается у Тутберидзе, значит, поезд ушел, и Косторная больше нигде не закатается», — пояснил он.

Time to say goodbye

Плющенко на развернутый комментарий согласился утром 4 марта, когда стало понятно, что игнорировать поток новостей уже нельзя. Кажется, Алена в свойственной себе манере уход с тренером не обсудила. В словах специалиста сквозит, конечно, разочарование. Все-таки действующая чемпионка Европы в его команде — это был вызов. Ошибок за собой он тем не менее не признает.

Произошедшее Плющенко назвал уроком и пожелал спортсменке удачи, здоровья и побед. «Я теперь буду отвечать только за тех спортсменов, которых тренирую лично, а также подписывать документы, по которым у спортсменов есть не только права, но и обязанности. Я выполнил все обещания. И даже больше того, ей точно грех жаловаться. Букеты мне не нужны, я к ней как относился хорошо, так и отношусь. Я и моя семья ее всегда поддерживали, досталась она нам, наверное, в самый сложный период своей спортивной карьеры. По факту она так и числится до сих пор в "Хрустальном", так что и переходить никуда не надо. Как ушла, так и пришла. Time to say goodbye», — сказал он ТАСС.

А супруга бывшего фигуриста, продюсер Яна Рудковская заявила «Спорт-Экспрессу», что возвращение Косторной к Тутберидзе — это облегчение. «Мало приятного в том, чтобы переживать за ее здоровье постоянно. Считаю, что все встало на свои места, потому что тренироваться и восстанавливаться одновременно невозможно. В следующие разы, когда будем набирать спортсменов, я буду рекомендовать Евгению брать справки о состоянии здоровья», — добавила она.

«На вопрос, зачем это Тутберидзе, я не нахожу ответов»

На самом деле все происходящее с Косторной довольно печально, даже если кажется, что возращение на каток, где ковались ее главные победы, — позитивный момент. И вот почему.

Тутберидзе получила спортсменку в самый разгар пубертата, с подорванным здоровьем и без тройного акселя. Тут не до разучивания квадов, которые так нужны для борьбы за золото на любом из турниров. За полгода фигуристка растеряла буквально все, что имела, поэтому начинать предстоит едва ли не с азов. «Мне редко бывает сложно на что-то ответить. Но на вопрос, зачем это Тутберидзе, я не нахожу ответов», — справедливо заметил олимпийский чемпион и тренер Максим Траньков. Хореограф Илья Авербух объяснил: «Думаю, для Тутберидзе все ученицы — ее дети. В семье бывает все. Я ее бесконечно уважаю в том числе потому, что она по-человечески к этим ситуациям относится». И это похоже на правду.

Плющенко остался без яркого члена команды. Вряд ли кто-то скажет, что он своими руками сломал спортсменку: полгода — слишком незначительный срок, чтобы как-то оценивать его работу. Однако привнести он точно ничего не смог и вряд ли запишет сотрудничество с Косторной себе в актив. Был ли вообще у двукратного олимпийского чемпиона шанс довести Алену, скажем, до Олимпийских игр в Пекине? Сомнительно, учитывая отсутствие опыта и то, что подобных гарантий в условиях ужесточившейся конкуренции не дала бы даже Тутберидзе.

Самой Алене наверняка будет тяжело адаптироваться на старом месте. Теперь в группе есть два выраженных лидера, Анна Щербакова и Камила Валиева, и один теневой — Майя Хромых, которая, как выяснилось, уже прыгает два разных четверных. Если Косторной в «Хрустальном» было тесно даже во времена побед, то что будет теперь? Да и в тепличных условиях «Ангелов» она могла отвыкнуть от ежовых рукавиц, в которых подопечных держит Тутберидзе. Кроме того, совершенно непонятно, что будет с рекламными контрактами и программами от Ше-Линн Бурн.

История Косторной точно отличается от истории Евгении Медведевой, которая в сентябре 2020-го предпочла вернуться в «Хрустальный» после полутора лет тренировок в Канаде. Ведь Алене еще есть что доказывать на льду, весь потенциал ей реализовать, кажется, пока не удалось. Что ждет ее дальше — мнения разнятся. Но вот с чем точно трудно спорить: Косторная умеет принимать смелые решения, а Тутберидзе, как завещал хореограф ее группы, — прощать.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше