Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Последняя конференция перед апокалипсисом О чем пытаются договориться мировые лидеры на саммите в Париже

Фото: Thibault Camus / Reuters

Французская столица второй раз за месяц оказалась в центре мировых новостей. Более 150 лидеров государств, обсуждающих насущные общемировые проблемы, тысячи солдат и полицейских, разогнанные акции протеста — таковы реалии 21-й Международной конференции стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата, она же СОР21, проходящей сейчас в Париже. Франция приняла долгожданный саммит невзирая на экономические трудности и террористические атаки.

Квоты на загрязнение

Климатическую конвенцию приняли еще в 1992 году на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро. Тогда казалось, что холодная война и соперничество сверхдержав навсегда остались в прошлом, настало время, когда все страны мира, позабыв былые распри, вместе будут приводить Землю в порядок.

Цель была сформулирована благородная: добиться того, чтобы концентрация парниковых газов в атмосфере оставалась на безопасном для климатической системы уровне. При этом делалась важная оговорка: этот экологический рай не должен был нанести ущерб производству продовольствия и экономическому развитию.

Пять лет спустя, с подписанием Киотского протокола к конвенции, был создан механизм ограничения выброса СО2. Каждая страна получала определенную квоту на количество парниковых газов, и в том случае, если ее не исчерпывала, могла продать излишки другим государствам. По замыслу разработчиков, такая система мало того что является саморегулируемой, но еще и стимулирует страны делать ставку на альтернативные источники энергии и развивать экологически чистое производство.

Однако скоро выяснилось, что механизм работает плохо. США, на долю которых приходится более 36 процентов всех мировых выбросов, протокол подписали, но ратифицировать отказались. Другие государства, глядя на позицию лидера, также не стремились ограничивать себя в экономическом развитии. Торговля эмиссионными квотами развивалась, а глобальное потепление тем временем шло своим чередом.

Против террора и глобального потепления

В этих условиях на 21-ю ежегодную конференцию, которая проходит в Париже, возлагаются особые надежды: планируется выработать и принять новый глобальный документ, договориться о мерах, благодаря которым потепление в атмосфере Земли не превысит двух градусов по сравнению с показателями доиндустриальной эпохи.

Для Франции конференция по климату значит не меньше, чем Олимпиада в Сочи значила для России. Саммит такого масштаба — полторы сотни лидеров государств, более 40 тысяч ученых, журналистов, экспертов, — крупнейшее политическое событие, уникальная возможность для страны повысить свой престиж на мировой арене. Ничего подобного по размаху Париж не видел с декабря 1948 года, когда в Пале де Шайо была подписана Всеобщая декларация прав человека.

Французские СМИ освещали каждую мелочь в ходе подготовки к саммиту, подогревая публику. В итоге ожидания достигли такого накала, что возникло впечатление, будто мир рухнет, если новое соглашение на конференции вдруг не будет подписано. Лучше всех это ощущение выразил французский премьер Мануэль Вальс, который еще в сентябре, за два с лишним месяца до мероприятия, заявил: «Ставки огромны. Все человечество обеспокоено: от успеха саммита зависит выживание нашей планеты».

Поэтому об отказе от проведения конференции после парижских атак не могло быть и речи: на кону, помимо судеб мира, стоял государственный престиж. На церемонии открытия Франсуа Олланд искусно соединил в своей речи борьбу против террора и парниковых газов: «Я не могу отделить борьбу с терроризмом от борьбы с глобальным потеплением. Это два больших вызова, которым мы должны противостоять, потому что мы должны оставить нашим детям не просто мир, свободный от ужаса, мы должны оставить им планету, убереженную от катастроф».

Апокалиптические нотки, прозвучавшие в речи Вальса, Олланд только усилил: «В повестке дня Конференции ООН по климату — судьба человечества. После терактов, произошедших в Париже, нам необходимо в срочном порядке решать эту проблему — но также и другие, более долговременные проблемы… История сурово осудит глав государств и правительств, если в декабре 2015 года они не примут нужных решений… Жизнь наших сыновей и наших внуков будет более трудной и опасной, если мы не сделаем этого».

Разница интересов

Несмотря на громкие заявления, перспективы пока выглядят туманно. Предыдущий климатический саммит в Копенгагене с треском провалился. На этот раз вроде бы все согласны подписать новое соглашение, вопрос в условиях. ЕС, у которого с альтернативными источниками энергии все хорошо, настаивает на жестких обязательствах; США не хотят связывать себе руки, добровольно ставя препятствия на пути экономического развития.

Альянс малых островных государств требует максимальных ограничений выбросов, а страны-производители углеводородов в этом абсолютно не заинтересованы. Швейцария готова сократить выбросы СО2 к 2030 году на 50 процентов, ЕС — на 40, Россия — на 30, а Китай в то же время заявляет, что к 2030 году как раз достигнет пика по выбросам диоксида углерода.

Конечно, эта разница интересов не помешает принять итоговый документ — у ооновских бюрократов большой опыт в согласовании противоречивых позиций. Но вряд ли там будет что-нибудь помимо расплывчатых фраз, и вряд ли он станет шагом вперед по сравнению с Киотским протоколом.

Обувной бунт

Очевидная неготовность политиков быстро и решительно ограничить выбросы СО2 закономерно возмутила защитников природы. Накануне конференции, 29 ноября экологи, к которым примкнули антиглобалисты, пацифисты и простые парижане, вышли на площадь Республики, намереваясь напомнить мировым лидерам о долге перед планетой. Организаторы насчитали 10 тысяч человек, полиция — 4,5 тысячи.

Французские власти, которые обычно смотрят на шествия экологов сквозь пальцы, на этот раз мероприятие запретили: в стране действует режим чрезвычайного положения, полиция опасается возможных терактов. Но активистов это не остановило. С собой они принесли более четырех тонн обуви — как символ того, что, если бы не запреты, на площадь Республики пришло бы куда больше народу.

Потом эта же обувь вперемешку с пластиковыми и стеклянными бутылками полетела в полицейских. Те ответили дубинками и слезоточивым газом. Число задержанных превысило 340 человек.

Вряд ли обувной флешмоб и драки экологов с полицией впечатлят мировых лидеров и помогут достичь итогового соглашения. Возможно, в правоте или неправоте тех, кто пророчит катастрофу в случае провала саммита, мы убедимся в ближайшее время.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15