Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Дошли до Смольного, дойдем и до Кремля» Несмотря на уступки правительства, дальнобойщики намерены идти на Москву

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

С 11 ноября водители большегрузного транспорта проводят по всей России акции против введения системы оплаты за проезд по федеральным трассам «Платон» (плата за тонны). Перекрывают дороги, устраивают митинги и пикеты, отказываются выходить в рейсы. Кульминацией протеста станет марш «На Москву». Дальнобойщики из нескольких регионов пообещали к 30 ноября приехать на своих грузовиках в столицу. «Лента.ру» выясняла, почему водители грузовиков решили заявить о себе на всю страну, на что они готовы ради достижения своих целей и кто может рассчитывать на политические дивиденды от протеста самой аполитичной части электората.

По плану, после запуска системы «Платон» 15 ноября водители грузовиков массой более 12 тонн должны были платить по 3,73 рубля за каждый километр федеральной трассы. Иначе — серьезные штрафы: пять тысяч рублей для водителя, 40 тысяч для владельца грузовика и 450 тысяч для юридических лиц. В случае повторных нарушений штрафы удваиваются. Собранные деньги предполагалось направить в дорожный фонд в качестве компенсации за разрушение трасс большегрузными автомобилями.

По мере приближения дня «Х» недовольство среди дальнобойщиков усиливалось. Водители твердили, что новый сбор приведет к разорению мелких перевозчиков и в результате — к увеличению цен в магазинах. Опасения не беспочвенные. Выступая на съезде «Опоры России», президент Сбербанка Герман Греф заявил, что внедрение «Платона», по оценкам разных экспертов, добавит инфляции примерно 1,5 процента. За пять дней до введения «Платона» правительство решило снизить плату до 1,53 рубля за один километр. Но с 1 марта 2016-го — 3,06 рубля. Но даже обновленные тарифы дальнобойщики считают необоснованными, а саму систему — сырой и не готовой к работе.

География протеста

Первые стихийные акции состоялись еще 11 ноября. Свое несогласие водители грузовиков из Подмосковья, Новосибирской, Ульяновской, Волгоградской областей, Красноярского и Краснодарского краев, Республики Карелия и других регионов продемонстрировали, устроив импровизированные митинги на обочинах дорог. В некоторых регионах дальнобойщики перестали выходить в рейсы по федеральным трассам. Единственное требование водителей — полностью отменить «Платон».

Одна из самых масштабных акций проходит в Дагестане. С 15 ноября сотни дальнобойщиков стоят на обочинах под Хасавюртом, Кизляром, Каякентом и Манасом. По словам протестующих, местные чиновники отказываются с ними общаться, а СМИ игнорируют происходящее.

19 ноября в десятках регионов дальнобойщики провели единую акцию протеста по технологии «Улитка»: грузовики ехали по трассам с минимальной скоростью, фактически перекрыв движение. В результате многокилометровые пробки образовались на автомагистралях в Перми, Нижнем Новгороде, Курске, Волгограде, Екатеринбурге и других городах. В Челябинске дальнобойщики заблокировали движение пешим образом: несколько десятков человек непрерывно перемещались по нерегулируемому пешеходному переходу.

В Уфе, Калуге и Пензе гражданские активисты поддержали дальнобойщиков пикетами и митингами. В Туле офис «Платона» обмазали машинным маслом.

К сожалению, не обошлось без жертвы. 19 ноября на трассе М-10 в Тверской области водитель грузовика не справился с управлением и врезался в пикет дальнобойщиков на обочине. В результате ДТП один человек погиб, трое пострадали. В тот же день в Петрозаводске инспектор ГИБДД наехал на дальнобойщика. Медики диагностировали у пострадавшего ушиб мягких тканей и, предположительно, почки.

24 ноября акции протеста прошли в Самаре, Ростовской области, Омске. В Саратове рядом с офисом «Платона» 30 водителей устроили флешмоб: накинули себе на шеи удавки, демонстрируя, к чему приведет введение нового сбора. В Оренбурге, на Кубани и других регионах, по примеру Дагестана, акции приобрели бессрочный характер.

Наибольшую активность проявили дальнобойщики северной столицы, устроившие марш протеста к стенам Смольного. Перед акцией они сожгли несколько покрышек и пообещали уничтожить свои машины, если им не дадут работать. В марше приняли участие около 500 машин, колонна растянулась более чем на восемь километров. По словам одного из организаторов, Сергея Гуляева, полицейские и пожарные выражали дальнобойщикам свою солидарность.

Все это время власти пытаются бороться с протестующими проверенными запретительными методами. В Петрозаводске собравшихся на акцию водителей фур штрафовали по различным поводам. В Екатеринбурге на месте сбора дальнобойщиков сотрудники ГИБДД установили знак «Остановка запрещена», а в Волгограде по «техническим причинам» им отказали в аренде залов для собрания.

По информации правозащитницы Екатерины Петровой, в Екатеринбурге 24 ноября были задержаны двое протестующих — «за неоплаченные штрафы». «У задержанных на руках квитанции об оплате этих штрафов. Однако сотрудники полиции на это не реагируют и говорят, что их не отпустят», — свидетельствует она. По данным ОВД-Инфо, дальнобойщика Андрея Бекетова арестовали на двое суток, а Владимира Рудякова оштрафовали на тысячу рублей. Административное дело завели на организатора автопробега в Миассе Николая Матвеева.

Надежда на какой-то компромисс забрезжила 24 ноября. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о снижении штрафов для грузоперевозчиков (юридических лиц), не оплативших проезд. «Принято решение на уровне правительства, и мы надеемся на поддержку депутатов, о том, что штрафы будут снижены до умеренного уровня. Это 5 тысяч рублей за первое нарушение (в прежней редакции 450 тысяч рублей — прим. «Ленты.ру») и 10 тысяч рублей за повторное нарушение», — сообщил он. Параллельно Росавтодор создал рабочую группу по совершенствованию системы «Платон». А министр транспорта Максим Соколов пообещал 28 ноября обсудить ситуацию с петербургскими дальнобойщиками.

Валерий Войтко

Валерий Войтко

Впрочем, полумеры, похоже, не устраивают протестующих. «Обсуждение проблемы дальнобойщиков — это не решение проблемы, это ее замыливание, — считает председатель профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко. — Необходима коррекция нормативных актов со стороны Госдумы. Раз за разом вносятся законопроекты, но "Единая Россия" их отменяет».

Войтко считает, что «Платон» наносит колоссальный ущерб российской экономике. «Автодор любыми путями хочет заработать деньги, но, видимо, в силу фрагментарности мышления или иных каких-то мотивов не видит картины целиком. Сегодня они рапортовали, что собрали 470 миллионов рублей за 10 дней. Но они не понимают, что экономика потеряла кратно. Ретейл, товаропроизводители в регионах. Там нехватка машин, повышение стоимости перевозок ощущается уже почти фатально. У товаропроизводителей волосы стоят дыбом, они не в состоянии доставить сырье, не в состоянии вывезти продукцию», — пояснил лидер профсоюза.

На Москву!

Дальнобойщики из Дагестана заявили, что, если «Платон» не отменят, то 30 ноября они поедут в Москву и встанут лагерем на МКАД. Протестующие из других регионов также пообещали к ним присоединиться. «Дошли до Смольного, дойдем и до Кремля», — заявили петербургские водители. Также в столицу готовы направиться фуры из Волгоградской, Тверской, Новгородской, Курской областей и Краснодарского края.

«Мы не собираемся устраивать митинг или марш. Мы приезжаем в Москву и все. Не могу раскрыть все задумки, но это будет очень информативно и красиво», — рассказал «Ленте.ру» один из организаторов акции Сергей Гуляев.

Он объяснил, что политических требований у водителей пока нет. «Есть конкретное требование отменить незаконную выплату. Люди хотят понять, почему они должны платить в непонятную конторку Ротенберга свои кровные деньги. С дальнобойщиков уже собрали немаленький транспортный налог и топливный акциз, который, как нас уверяли, идет на ремонт дорог. Люди не понимают, зачем платить еще раз. Учитывая, что у нас есть платные участки дорог, получается четверное налогообложение», — говорит Гуляев.

Организатор акции подчеркнул, что компромиссы возможны, однако водители будут настаивать на полной отмене «Платона», потому что система делает их работу нерентабельной. «Дальнобойщики не готовы заниматься вычислениями маршрутов и регистраций. Некоторые компьютеров в глаза не видели, они баранку крутят, они не про это, а им приходится быть и бухгалтерами, и ремонтниками».

По мнению председателя профсоюза «Дальнобойщик» Валерия Войтко, у людей остался «последний легитимный шанс донести свою точку зрения». Однако водители уже сделали свое дело — привлекли внимание к проблеме, отмечает он, дальше должны вступать аргументы товаропроизводителей: удорожание продукции, потеря конкурентоспособности и снижение спроса должны показать, что «Платон» нанесет ощутимый ущерб экономике.

Где же политика?

Протест дальнобойщиков не остался без внимания политических партий, хотя изначально носил чисто экономический, прагматический характер. Партии пошли за предложенной повесткой, но явно были к ней не готовы. Так, КПРФ наметила митинг в поддержку дальнобойщиков аж на 5 декабря — к тому времени страсти могут и поутихнуть. Впрочем, требования дальнобойщиков еще могут перейти и в политическую плоскость: такая вероятность есть, хотя и не стопроцентная, сказал «Ленте.ру» Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ. «Некоторые политические лозунги там уже возникают, хотя определяющими они не стали», — отмечает эксперт. Глава холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко в свою очередь отмечает, что дальнобойщиков «рвут в разные стороны», чтобы там появились политические требования. «Но для этого нужен какой-то единый оператор, а там конкуренция за выразителя», — поясняет аналитик.

По мнению Николая Миронова, шансы стать таким единым оператором есть только у КПРФ как наиболее крупной системной оппозиционной партии. Депутаты от КПРФ уже внесли в Думу законопроект об отмене «Платона»: не то чтобы шансы на его принятие были велики, но попытка «застолбить» за собой тему налицо. Существенно облегчает эту задачу то, что речь идет об интересах традиционного электората коммунистов: жители провинции, небогатые люди, подходящие даже под классическое советское определение «рабочего класса». Кроме того, с интересами дальнобойщиков в данном случае тесно связаны интересы бизнеса, особенно малого и среднего: с ухудшением экономической ситуации предприниматели тоже попадают в категорию страдающих от социальной несправедливости, что делает их лакомым куском для КПРФ. Вопрос — сумеет ли партия это использовать.

«Другие партии тоже идут в эту тему, как-то стараются высказываться, но активных действий не предпринимают, не подают заявки на митинги, не выходят вместе с дальнобойщиками», — подчеркнул Миронов. Он также отмечает неудачные попытки либеральной оппозиции пристроиться к протестной волне: «Тот же Алексей Навальный побывал в ряде регионов, фотографировался и снимал видео, пытается исходя из своей традиционной коррупционной схемы каким-то образом здесь поучаствовать. Но ни у него, ни у других партий нет достаточной инфраструктуры в регионах для того, чтобы не просто постоять рядом, а действительно помочь».

Очень аккуратно в поддержку протестующих высказался член думской фракции ЕР и по совместительству член ОНФ Вячеслав Лысаков. Он считает позицию правительства и Минтранса неправильной и требует моратория, даже отмены системы «Платон». В противном случае парламентарий предвидит массовые протестные акции, которые, по его выражению, будут иметь «последствия для многих».

Ведущие политические партии ожидали, что по мере развития экономического кризиса в стране сформируется социальный протест. Правда, ждали его в других точках: в связи с введением взносов на капитальный ремонт, реформой медицины или образования, ростом цен. Надо признать, что к реальному проявлению социального-экономического недовольства «низов» партии пока не готовы.

Реагирует только правительство. Но в отличие от политических партий, перед кабинетом министров стоит задача не возглавить протест, а погасить его с наименьшими репутационными потерями. По словам Аркадия Дворковича, федеральный центр понимает, что при введении в действие системы «Платон» «отдельные проблемы есть, случаются сбои в работе, и каждый такой случай анализируется». Кроме того, как пояснил вице-премьер, проходят встречи с ассоциациями перевозчиков, в регионах ведется разъяснительная работа с транспортными компаниями.

«Самый важный момент — мы готовим решение по использованию средств, полученных от взимания платы. Они будут направлены на модернизацию, реконструкцию, строительство автомобильных дорог, уникальных объектов, таких как мосты, путепроводы. Чтобы люди увидели, на что реально тратятся деньги», — говорит Дворкович. Пусть с запозданием, но федеральный центр все же отреагировал на требования дальнобойщиков: минимизировал штрафы, признал несовершенство системы «Платон» и принялся ее исправлять. А также попытался объяснить ее целесообразность.

Как бы то ни было, до сей поры требования высказываются стихийно, а ставки возрастают вслед за уступками правительства. Возможно, дело кончится тем, что повестку перехватит и одним махом даст ответ на все вопросы сам президент Путин — например, на декабрьской пресс-конференции. Так уже не раз бывало. Для коммунистов и других оппозиционных сил это будет означать очередное поражение. Они вновь продемонстрируют неумение не только самостоятельно формировать повестку, но и вовремя подхватить то, что сформировалось само. А единственным действующим субъектом политики в очередной раз окажется Владимир Путин.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше