В фонде культуры «Екатерина» открылась выставка современного китайского искусства «Об акулах и человечестве», посвященная проблеме сохранения мирового океана и популяции акул. В Китае приобрел популярность деликатес — суп из акульих плавников, рецепт которого известен со времен династии Мин. Раньше его подавали только по особым случаям, теперь же суп получил слишком большое распространение в Китае и за его пределами. Ежегодно ради этого вылавливается более миллиона акул. Плавники отрезают, а покалеченных животных выбрасывают обратно в океан или убивают. Экологический баланс нарушен.
Проект был показан в Китае и Монако, где «оброс» европейскими художниками. Теперь по инициативе коллекционеров Екатерины и Владимира Семенихиных привезен в Россию. Из отечественных авторов к акулам были допущены Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Дмитрий Плавинский и Андрей Филиппов.
Один из художников выставки «Об акулах и человечестве», китайский концептуалист Ван Луянь, встретился с «Лентой.ру» накануне открытия экспозиции и рассказал об акулах, китайском искусстве и положительном влиянии запретов на культуру.
«Лента.ру»: Почему темой выставки стали акулы? Ведь есть гораздо более приятные вымирающие животные.
Ван Луянь: В Китае вопрос истребления акул стоит очень остро: ради еды их убивают в огромном количестве. В год китайцы съедают до миллиона плавников. Поэтому мы пытаемся остановить этот процесс и начали с себя: решили не есть суп из плавников.
В России никто акул не ест. С каким животным можно было бы провести аналогию?
Я не уверен, может быть, коров? Но они пока не стали исчезающим видом… Видимо, в России с этим дело обстоит лучше.
1 / 5
Гао Сяоу, «Эволюция»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Скульптурное изображения акулы, превращающейся в необычную рыбку, иллюстрирует желание людей изменить природу. Название скульптуры напоминает о возрождении и преображении, в нем содержится идея о преображении общества посредством индустриализации и технологии — такое преображение видится художнику неестественным процессом, эволюцией в обратном направлении.
2 / 5
Ван Луянь, «Влияние силы тяжести на устремленные вверх предметы»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Эта массивная инсталляция состоит из буев из нержавеющей стали, которые возвышаются над водой, и утяжелителей, которые давят своим весом на волны. Разнонаправленность сил иллюстрирует битву между человеческой жадностью и необходимостью ее контролировать. Эти противоположные векторы обращают внимание зрителей на сложные отношения человека с природой.
3 / 5
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, «Шезлонг под водой»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Шезлонг — объект массового потребления, типичный предмет загородного уюта, защищающий от солнца в летний жаркий день – оказывается под водой. На дне бассейна, но почему-то с рыбами, или моря, но с бортами. Создается диссонанс объекта и контекста, в который он помещен, некая тревожная атмосфера. Поп-арт, или соц-арт касательно Дубосарского и Виноградова, но с оттенком тревоги, образом увядания, вопросами качества и ценности современной культуры.
4 / 5
Ся Хан, «Маленький мальчик»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Скульптура, созданная из кусков нержавеющей стали, имеет форму акулы. Различные символы и элементы обозначают смерть и истребление акул. Произведение также повествует о смерти человеческой души.
5 / 5
Цзоу Лян, «Плавание»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Пронизанная размышлениями о возможности достижения гармонии между людьми, акулами и миром морских обитателей, эта скульптура в форме белой акулы контрастирует с другими экспонатами выставки. Силуэты стальных фигур океанических существ — таких как крабы, медузы, тунцы и морские слизни – образуют структуру акулы. На спине у акулы — два маленьких ребенка: они иллюстрируют мысль о том, что люди не являются элементом естественной пищевой цепочки акул и что акулы не враг человеку по природе. Полая фигура акулы, изготовленная из отполированной нержавеющей стали, ярко блестит, отбрасывая на стены замысловатую тень, очертаниями напоминающую большую стаю рыб. Фигурки детей на спине у акулы добавляют гармонии и спокойствия образу.
Вы думаете, выставкой можно ограничить убийство акул?
Выставка — это только одна из инициатив международной организации Parkview Arts Action. С тех пор как началось наше движение в защиту акул, их убийство сократилось вдвое, поскольку в два раза меньше людей стали есть суп из плавников. Исполнительный директор компании Hong Kong Parkview Group Limited Джордж Вонг, который также является владельцем более 20 компаний в Китае, Тайване и Гонконге, запретил своим сотрудникам есть суп из плавников и подавать его на деловых обедах и ланчах. Естественно, все художники и кураторы этой выставки тоже отказались от этого блюда.
Зачем потрачено столько энергии на акул, ведь есть темы важнее — нефть, война?
В юго-восточной Азии многие животные истребляются. Акулы были выбраны как пример, как представитель одного из исчезающих видов. Мы хотим, чтобы люди задумались о том, можно ли есть животных. В Китае это первый случай, когда с помощью искусства пытаются обратить внимание на экологические проблемы. Я работаю в современном искусстве с 1970-х годов, открыл много собственных выставок, принял участие в десятках коллективных, но экологические проблемы действительно впервые поднялись на такой уровень. Художников просят помочь защитить животных, привлечь внимание к экологическим проблемам.
1 / 7
Бели, «Элерон» (руль крена)
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Произведение посвящено угрозе выживанию акул, уязвимости этих созданий. Бренность телесной оболочки акул вопиет против охоты на них. Работа изготовлена из бронзы — благородного и прочного материала, а поверхность покрыта зеленовато-синей патиной. Многочисленные углубления и волнистая поверхность напоминают об океане.
2 / 7
На Вэй, «Акулу сдавливают»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
«Миг, когда создается картина, зависит от мига, когда краска наносится на холст. Манера, в которой краска наносится на холст, зависит от эмоций. Первый миг, когда жизнь взаимодействует с обществом, — это миг, когда человеческое существо выходит из материнской утробы. Когда в произведении искусства видят жизненную энергию, – миг, когда краска выдавливается из тюбика, становится важным. Выдавить – значит надавить, для того, чтобы вещество явилось на свет. Этот акт может быть метафорой жизни, поскольку все люди постоянно находятся под давлением времени, пространства и конкуренции. Подвергаться сдавливанию — значит жить».
3 / 7
Чжэн Лу, «Почетная гробница»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Скульптура в форме большого человеческого сердца изготовлена из десяти тысяч рыболовных крючков. Все крючки направлены острием внутрь, так что поверхность сердца остается гладкой. Эта внешняя отполированность сердца резко контрастирует с зазубренной, потенциально опасной внутренней частью.
4 / 7
Юй Ян, «Просвещение»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Перекрученные очертания изображения акулы, составленного из рыболовных гарпунов — орудий, используемых для захвата и убийства акул, — наводят на мысль о борьбе и страдании. Сплетенные друг с другом гарпуны изображают и акулу, и разрушение ее тела. Свисающие сверху нити из рыболовной сети напоминают об опасности захвата.
5 / 7
Фань Сюэи, «Я частица тебя...»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Фань Сюэи считает, что мы все — часть природы и нас нельзя отделить от нее. В стихотворении «Я частица тебя...» из словесной ткани создаются яркие образы, вызывающие эмоциональный отклик у читателя. Стихотворение иллюстрирует сложные отношения между людьми и акулами, напоминая о последствиях действий человека по отношению к природе.
6 / 7
Лю Цзынин, «Мы»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Глаз — орган, который присутствует и у животных, и у людей, канал, сквозь который, как принято считать, и те, и другие выражают свой внутренний мир. В композиции «Мы» огромный глаз акулы уставился на зрителя, а зритель смотрит на акулу — эта взаимосвязь произведения и человека отражает взаимный обмен и выравнивает привычную иерархию, в которой человек стоит выше животного. Все детали глаза, изображенного в многократном увеличении, видны во всех подробностях, а зритель видит свое отражение на блестящей поверхности, — таким образом и зритель, и акулий глаз оказываются в центре композиции. Негодующий и огорченный взгляд акулы должен заставить нас задуматься о нашем насилии над этими рыбами, очеловечивая их эмоции и подвигая нас к тому, чтобы видеть в них не только агрессивных хищников.
7 / 7
Ли Хуэй, «Цунами — акула»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Скульптор изучает силу цунами и гнев природы сквозь призму разбивающей, разрушительной энергии, исходящей от скульптуры. Гарпун пронзает зеркальную поверхность — кажется, будто его метнули из гарпунной пушки. Разрушительная энергия человечества мощно напоминает о себе, когда посетитель выставки становится прямо напротив своего отображения в расколотой зеркальной поверхности, — таким образом художник пытается подвергнуть сомнению наше желание господствовать над природой.
В Китае есть и другие проблемы…
Мне кажется, запреты и ограничения правительства оказывают хорошее влияние на искусство. Современное искусство должно находиться в постоянном напряжении, в состоянии войны с внешним миром: художники борются с предрассудками, с устоявшимися обычаями, с неправильным пониманием вещей. И то, что политика накладывает какие-то ограничения, подталкивает нас работать больше и лучше.
Как вы относитесь к тому, что в вашей стране людей сажают в тюрьмы?
Такое было в конце 1970-х — начале 1980-х. Сейчас, может, и есть, но лично я не сталкивался.
А как же Ай Вэйвэй?
Я не очень разбираюсь в его искусстве и происходящей вокруг него истории.
Как в Китае относятся к Ай Вэйвэю?
Я слежу только за тем, как относятся к моим работам.
1 / 4
Андрей Филиппов, Без названия
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Книга представляет собой метафору творчества, смыслов и образов. А «метафора» в переводе с греческого — «перенос», «перевозка». «Метафора» представляется как движение, скольжение. Книга на коньках — метафора скольжения смыслов и образов.
2 / 4
Андрей Филиппов, «Собачья радость»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Работа «Собачья радость» полно представляет образный язык Филиппова: символичность, многогранность, обращение к метафоре, религиозный дискурс и социальную критику. Лестница с семью костями — метафора пути и препятствий. Пути к высшему, вверх. Семь костей, как семь смертных грехов, мешающих его достичь. Для того, чтобы пройти этот путь и достичь высшего, необходимо преодолеть свою греховную сущность.
3 / 4
Фань Сяоянь, «Двойная защита»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Эта скульптура изготовлена из единого куска металла. Желтые угри образовали водоворот вокруг акульего тела. Дополнительные металлические конструкции изображают щупальца медузы, которые словно защищают тело акулы. Сама же она полностью скрыта под этими слоями, и виден только хвост. По замыслу эта скульптура должна поощрить усилия по охране природы. Человечество сильно — если оно будет охранять окружающую среду, оно увеличит шансы выживания для видов, находящихся под угрозой исчезновения.
4 / 4
Дмитрий Плавинский, «Манхэттен-акула»
Фото: предоставлено ART PR / Фонд культуры «Екатерина»
Работа относится к американскому периоду творчества Плавинского. Живописный язык Плавинского романтичный, фактурный, художник часто использует метод коллажа. Работы сочетают в себе черты замысловатого гиперреалистичного сюрреализма с православно-церковными мотивами. «Манхеттен-акула» – работа из серии на тему «Апокалипсис 11 сентября», рефлексия художника на трагедию в Нью-Йорке.
Я спрашиваю потому, что имя этого художника — теперь прямая ассоциация с китайским современным искусством на мировой арт-сцене, как «Пусси Райот» — с российским.
В китайском искусстве много сложных вопросов. Люди зачастую знают только истории, сплетни, выдающиеся факты. А на главную миссию искусства не обращают внимания. Например, китайцы ничего не знают о современном российском искусстве, как и русские — о китайском. Они знают только тех, у кого были проблемы с властью, — таких как «Пусси Райот».
Так, может быть, массы и не должны знать о том, что хочет сказать искусство? Достаточно поверхностных историй?
Да, так и должно быть.
Тем не менее китайскому искусству удалось стать популярным.
Мне не кажется, что оно пользуется такой уж популярностью… Если это и так, то связано скорее с экономическими вопросами: нынешнему искусству повезло, что в Китае сейчас рост экономики и ему перепадает доля успеха. В такой атмосфере работать легче.
То есть вы считаете, что китайское искусство популярно в мире потому, что в Китае экономический рост? Китайцы покупают китайское искусство?
Это частично так, но я не это имел в виду. Искусство и экономика развиваются одновременно. В стране с отсталой экономикой не может быть развитой культуры. Поэтому современное искусство в данный момент развивается лучше, чем раньше. Но все равно я бы не сказал, что оно популярно у народа. Большинство не понимает и не одобряет современное искусство. На выставки приходят много людей, но это большой вопрос — с каким они отношением приходят. Например, в Пекине есть арт-район 798. В какое время ни придешь, там всегда выставки и современного, и классического искусства, и много народу. На самом деле большинство людей — просто туристы, они не интересуются искусством, они просто фотографируют и уходят. Никакого взаимодействия с искусством у них не происходит.