Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Завод «Валио» в Московской области

Но обещал вернуться Как кризис отразился на иностранном бизнесе в России

Завод «Валио» в Московской области

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

СюжетHM в России:

С того момента, как в отношениях России и ряда западных стран наметился кризис, для большинства иностранных компаний их жизнь в нашей стране перестала быть прежней. Кто-то сумел приспособиться к изменившимся условиям, кто-то ушел, решив переждать экономическую непогоду в более привычной обстановке. «Лента.ру» выяснила, как сложился санкционный год для наиболее известных в России иностранных марок.

Мы верим в возможности России

Компании пищевой отрасли к санкционным условиям попытались приспособиться, хотя пойти на жертвы все же пришлось. Наибольшие проблемы возникли у тех, кто импортировал продукцию или сырье для ее производства из попавших под продуктовое эмбарго стран. Но решение все же нашлось: импортировать не попавший под санкции товар или искать сырье для производства в России.

Именно так и поступила финская молочная компания Valio (на Россию приходится около 20 процентов торгового оборота), экспорт которой сильно пострадал из-за введенного в августе 2014 года продэмбарго. В компании рассказали, что пришлось переработать сотни миллионов литров молока в промышленное сливочное масло и сухое молоко, которые были потом реализованы по рекордно низким ценам. Чистая выручка Valio в России в 2014 году упала на 36 процентов (до 258 миллионов евро). К тому же компании пришлось неоднократно сокращать персонал, чтобы снизить издержки. В октябре Valio запустила контрактное производство молока и сливок под собственным брендом на заводе «Галактика» в Ленинградской области, поскольку потеряла возможность ввозить их из Финляндии. А в ноябре компания заявила о решении построить еще одну фабрику в России.

Другой финский производитель — группа компаний Fazer (производит хлебобулочную, кондитерскую и бисквитную продукцию, владеет ресторанами и кафе) в начале 2015 года заявила, что намерена продолжить капиталовложения в свои заводы на территории России. Как заявил президент Fazer Group Кристоф Вицтум, компания уже инвестировала 230 миллионов евро в деятельность в России и поставила перед собой цель продолжать рост. «Мы верим в возможности России, и Fazer хочет оставаться здесь», — заверил президент группы. Сейчас у Fazer четыре производственные площадки в России — три в Санкт-Петербурге и одна в Москве. На этих заводах выпекается до 190 тысяч тонн хлеба в год. Выручка в 2014 году, по предварительным данным, составила около 12 миллиардов рублей (почти 15 процентов всех доходов группы).

Французская молочная компания Danone в 2014 году закрыла три из двадцати российских заводов — в Смоленске, Тольятти и Новосибирске, объяснив это необходимостью оптимизировать производство. А в начале 2015 года вице-президент подразделения свежих молочных продуктов в странах СНГ Бернар Дюкро не исключил дальнейшего закрытия производств в долгосрочной перспективе, если экономическая ситуация в России ухудшится. При этом, комментируя итоги деятельности за первый квартал 2015 года, в компании отметили уверенный рост продаж на российском рынке.

О своем намерении оставаться в России, несмотря на санкции и экономический кризис, заявила в марте 2015 года и американская компания Mars (работает в РФ с 1991 года). Производитель заявил, что продолжит выпускать всю линейку продуктов и просто сократит объемы, если спрос упадет.

А вот деятельность концерна Nestle не пострадала от введенного Россией продэмбарго. Компания сумела вовремя сменить поставщиков и пересмотрела состав некоторых продуктов, однако цены из-за девальвации рубля все же выросли. Объем продаж концерна в регионе Россия-Евразия в 2014 году увеличился на 13,4 процента по сравнению с 2013-м и составил 86,4 миллиарда рублей. В 2014 году компания инвестировала в российский рынок 4,6 миллиарда рублей, а общий объем инвестиций Nestle в российскую экономику с 1996 года превысил 1,8 миллиарда долларов.

Продать или заморозить

Однако не все компании увидели перспективы в развитии бизнеса в России. Так, в конце 2014 года норвежский кондитерский концерн Orkla заявил о продаже своего российского подразделения «Оркла Брэндс Россия» (продукция занимает 4 процента российского рынка) белгородскому холдингу «Славянка». О намерении избавиться от российского бизнеса Orkla заявила после снижения выручки и доли компании на рынке по итогам 2013 года. В компанию входят четыре кондитерские фабрики — две в Ленинградской области («Пекарь» и «Фабрика им. Крупской») и две под брендом «СладКо» (в Екатеринбурге и Ульяновске).

О закрытии магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге заявил и ретейлер Stockmann, принявший решение снизить годовые затраты на 50 миллионов евро. В августе прошлого года компания сообщила о закрытии в России до конца 2014 года до 80 процентов магазинов принадлежащей ему сети одежды Seppala по причине их убыточности. Оставшиеся 16 магазинов компания рассчитывает закрыть до 2016 года.

Кроме того, об уходе с российского рынка сообщили магазины Esprit, OVS и River Island. Это связано с попытками владельца управляющей компании «Маратекс» — польской EM&F Group — реструктурировать свой бизнес в России. Подразделения, занимавшиеся ретейлом одежды и обуви по франчайзингу, показали неудовлетворительные результаты. Сообщалось, что марка River Island, скорее всего, останется в России, но развивать ее будет другой ретейлер.

Продавец ювелирных украшений «Адамас» заявил, что приостанавливает в 2015 году развитие в России французских брендов Agatha и APM Monaco из-за девальвации рубля.

Впрочем, большинство компаний, работающих в России, бороться с девальвацией рубля решили повышением цен. Так британо-нидерландский производитель потребительских товаров Unilever (ему принадлежит четыре крупных производственных кластера: пищевой продукции и мороженого в Тульской области; чая, косметической продукции и бытовой химии в Санкт-Петербурге; косметической продукции в Екатеринбурге и мороженого в Омске) в начале апреля объявил о повышении цен на свою продукцию в России на 20 процентов — из-за падения рубля и роста стоимости импортного сырья. При этом компания подтвердила свое намерение вложить 2,5 миллиарда рублей в модернизацию своей фабрики «Северное сияние» в Санкт-Петербурге.

Еще раньше, в феврале, иностранные производители памперсов и бытовой химии уведомили российских ретейлеров о повышении цен до 50 процентов. Так, шведская SCA (торговые марки Libero, Libresse, Zewa, TENA,Tork), американская Kimberly-clark (Huggies, Kleenex, Kotex), а также дистрибьютор японских подгузников Merries (ГК «Градиент») сообщили сетям о пересмотре стоимости продукции на 15-25 процентов. Кроме того, американская Procter&Gamble (торговые марки Ariel, Tide, Fairy, Blend-a-med, Pampers, Always, Head&Shoulders) повысила цены на продукцию с марта 2015 года. Выросла стоимость в России продукции шведской Oriflame («на уровне инфляции») и американской Mary Kay (со второго квартала 2015 года — на 5 процентов).

Не упустить момент

Среди зарубежных компаний-ретейлеров оказались и те, кто сумел воспользоваться неблагоприятной для развития бизнеса ситуацией. К примеру, шведский продавец модной одежды Hennes & Mauritz (H&M) увеличил выручку в России в первом квартале 2015 финансового года (декабрь 2014 года — февраль 2015 года) на 53 процента в рублях. В шведских кронах показатель вырос на 4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2014 финансового года — до 580 миллионов крон (62,2 миллиона евро). Более того, в течение первого квартала H&M открыл в России четыре новых магазина, хотя гендиректор компании Карл-Йохан Перссон еще в начале 2015 года не исключил, что из-за падения рубля компания сократит программу открытия новых магазинов в России.

Другой ретейлер — французский Leroy Merlin — отказываться от планов по развитию не собирается и намерен ускорить расширение сети в России. Так, в 2015 году Leroy Merlin планирует открыть в России десять новых гипермаркетов против шести в 2014 году. По итогам 2014 года рост выручки компании в России превысил 30 процентов. В этом году генеральный директор компании в России Венсан Жанти ожидает замедления роста, однако, по его прогнозам, он все же превысит 20 процентов. Венсан Жанти уверен, что в будущем драйверами роста рынка DIY (Do It Yourself — товары для самостоятельных работ по дому) в России станут повышение уровня жизни и распространение практики делать ремонт своими руками.

3:0 в пользу Азии

Из-за кризисной ситуации на российском авторынке многие производители были вынуждены распродавать машины со скидками, уменьшать продолжительность рабочей недели, оплачивая сотрудникам простой в размере 2/3 зарплаты, и сокращать персонал. На такие решения их вынуждали все те же причины — девальвация рубля и резкое падение продаж. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2015 года упали на 24,4 процента по сравнению с январем прошлого года и составили 115,4 тысячи единиц продукции. По итогам 2014-го российский автомобильный рынок «просел» на 10,3 процента — до 2,49 миллиона легковых автомобилей и LCV. В этом году ожидается снижение продаж на 24 процента — до 1,89 миллиона единиц.

В феврале 2015 года приостановил производство грузовиков завод Volvo в Калуге. В марте в Ford Sollers (совместное предприятие американского Ford и российской Sollers) заявило о снижении объемов производства Ford Focus на заводе во Всеволожске — на фоне падения спроса. Калужское предприятие Volkswagen намерено сократить 150 человек и с мая перевести производство на двухсменный график с трехсменного, работать по четыре дня в неделю.

Завод «ПСМА Рус» (совместное предприятие концерна Peugeot Citroеn и японской Mitsubishi) в Калуге приостановил производство автомобилей с 27 апреля по 10 июля.

А американский концерн General Motors и вовсе решил прекратить производство автомобилей на своем заводе в Петербурге с середины 2015 года, контрактную сборку автомобилей Chevrolet на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде, а также продажи автомобилей марки Opel в России. При этом в GM пообещали возобновить работу в России, как только ситуация на авторынке улучшится. Пока же американский автоконцерн сфокусируется на премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac и моделей марки Chevrolet: Corvette, Camaro и Tahoe. Затраты на реструктуризацию бизнес-модели в России обойдутся компании в 600 миллионов долларов.

В марте южнокорейский автопроизводитель SsangYong приостановил поставки машин в Россию. Правда, позже представитель Sollers (эксклюзивный дистрибьютор марки) пояснил, что SsangYong не намерен уходить с российского рынка и продолжит крупноузловую сборку на мощностях компании Sollers во Владивостоке.

О своем намерении остаться на российском рынке несмотря на кризис заявил и японский автопроизводитель Toyota. В компании назвали российский рынок приоритетным на глобальном уровне. Также автопроизводитель сообщил, что не собирается сокращать персонал или проводить незапланированные остановки производства на заводе компании в Санкт-Петербурге.

Но далеко не все компании решили затянуть пояса в надежде переждать кризис. Китайский автопроизводитель Lifan Industry Group запланировал строительство завода в Липецкой области уже в первом полугодии 2015 года. В это предприятие, которое станет первой собственной производственной площадкой полного цикла китайского автоконцерна Lifan в России, компания инвестирует 150 миллионов долларов. На первоначальную мощность завода — 60 тысяч автомобилей в год — производство должно выйти в 2021 году.

Кризис не стал помехой и для российского бизнеса Ferrari. АО «Авилон АГ», второй официальный дилер и импортер автомобилей марки, намерен открыть в Москве дилерский центр Ferrari, крупнейший по площади в Европе. Инвестором выступит «Авилон АГ», который вложит в проект 5-6 миллионов долларов. До сих пор у итальянской марки был один официальный дилер в России — Mercury, который также продолжит работу. Результаты продаж в России Ferrari не раскрывает, однако, по данным СМИ, ежегодно в России продают до 100 машин. По итогам 2014 года продажи марки в мире выросли на 4 процента — до 7255 автомобилей.

«Ситуация за прошедший год сложилась так, что в основном российский рынок покинули европейские компании, особенно немецкие, — рассказал «Ленте.ру» директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. — Они закрывают представительства, отзывают своих сотрудников-экспатов, многие офисы в Москва-сити опустели. Однако на их место, в том числе и на офисные площади, быстро приходят российские компании, которым удалось с 2008 по 2014 год накопить "финансовую подушку", и теперь они стремятся занять более крупную долю рынка».

Иностранные компании, несмотря на кризис решившиеся продолжить развитие бизнеса в России, тоже окажутся в очень выгодном положении, ведь рынок наш огромен, конкурентов становится меньше, а кризис не будет длиться вечно.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше