Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Ольга Алекина

Обойдемся без вашей «Помощи» В Подмосковье обнаружен «иностранный агент», работающий с больными детьми

Ольга Алекина

Фото: Андрей Козенко / «Лента.ру»

Небольшая подмосковная организация «Помощь больным муковисцидозом» из Истры заподозрена в том, что является НКО-«иностранным агентом». Организация теперь должна зарегистрироваться в этом статусе, иначе ей грозят огромный штраф и уголовное преследование. Общественники пытались заявить, что не занимаются политической деятельностью и что статус агента — не для них. Однако в прокуратуре решили, что взаимодействие родителей больных муковисцидозом детей с Минздравом Московской области — это вполне себе политика. Не взволновал ведомство и тот факт, что «Помощь» получала деньги от российского грантодателя — иностранный был лишь оператором по распределению средств.

Пригородный автобус едет из подмосковной Истры в поселок Северный. Возвращающиеся с уроков школьницы обсуждают учителей, пенсионеры — где лучше высаживать рассаду. В доме культуры поселка Северный говорят о выпуске новостей на НТВ, причем в очень мрачных тонах. «Ольга Владимировна, по телевизору вчера про вас рассказывали, — говорит одна сотрудница дома культуры другой. — Про вас — и еще про ассоциацию эту… "Голос". Что иностранные агенты вы. Ужасно неприятно».

Заведующая библиотекой в поселковом доме культуры Ольга Алекина узнала, что ее причисляют к иностранным агентам, за день до этого разговора. Алекина — еще и председатель правления подмосковной общественной организации «Помощь больным муковисцидозом». Организация имеет статус региональной, в ней состоит 136 человек — живущие в Подмосковье родители детей с этим неизлечимым генетическим заболеванием. Общественная организация, с одной стороны, консультирует областной Минздрав по вопросам помощи больным; с другой — требует от ведомства, чтобы больные получали современное качественное лечение, чтобы дети могли ездить в Москву в специальные реабилитационные центры. Словом, нормальное взаимодействие. Лечение муковисцидоза стоит около 150 тысяч рублей в год, а если не знать, в каких федеральных и региональных программах участвовать, государство будет выделять 600 рублей в месяц — стоимость двух таблеток. «Мы не то что в политике участвовать, мы и на обычный-то скандал неспособны были», — говорит Алекина.

Муковисцидоз — одно из самых распространенных в мире генетических заболеваний. При муковисцидозе секреторные выделения организма имеют повышенную вязкость и густоту. От этого в первую очередь страдают легкие человека, поджелудочная железа, печень, потовые, слюнные и половые железы. Муковисцидоз неизлечим. В России заболевание до сих пор считается смертельным: от таких детей отказываются, в детских больницах их помещают в «отделения смертников». Когда ребенку Алекиной врачи поставили диагноз, то сказали, что жить ему не больше пяти лет. Только вот она не согласилась. Прошло уже сильно больше пяти лет, и с ребенком все хорошо. «Диабет — тоже неизлечимое заболевание, и что теперь, не жить с ним вообще?» — говорит она.

Общественная организация была создана в 2009 году. У нее даже офиса собственного нет, а юридический адрес совпадает с домашним адресом Алекиной. У «Помощи больным муковисцидозом» расчетного счета-то долгое время не было — за ненадобностью. Появился, лишь когда пошли частные пожертвования от физических и юридических лиц. «Помощь» зарегистрировалась в Минюсте и стала одной из тысяч российских некоммерческих организаций. В ее уставе записано, что она защищает права инвалидов и представляет их интересы во всевозможных органах, в том числе государственных.

Подмосковная «Помощь больным муковисцидозом» так и оставалась бы одной из тысяч НКО, которые тихо и мирно ведут свои дела, но тут вмешалось российское государство. Сначала Госдума приняла закон об НКО-«иностранных агентах», потом — в марте этого года — Минюст и прокуратура начали тотальную проверку некоммерческого сектора. В начале апреля пришли и к Алекиной. Ей позвонили из городской прокуратуры Истры и в пожарном порядке потребовали все учредительные документы и финансовую отчетность.

Поначалу Алекина заслужила даже прокурорскую благодарность: необходимые документы были собраны и переданы точно в срок. Однако вскоре ее предупредили, что будут неприятности, а затем вызвали и вручили прокурорское предостережение о недопустимости нарушения закона. В этом документе, подписанном прокурором Истры Леонидом Дворкиным, говорилось, что организация нарушила закон. Не зарегистрировавшись в Минюсте России как иностранный агент, она получала иностранные деньги и издавала «различные информационные материалы» без указания, что является таким агентом. В перспективе это влечет наложение штрафа в размере от 300 до 500 тысяч рублей, а в случае злостного уклонения от указанных требований — и уголовное преследование по статье 330 УК РФ (самоуправство; до двух лет исправительных работ).

В 2012 году подмосковное НКО действительно выиграло грант на информирование населения о проблеме муковисцидоза. Причем грантодателями выступали не западные благотворители, а петербургский некоммерческий фонд «Островок». Он занимается разработкой методик лечебной гимнастики для больных муковисцидозом и поддержкой региональных общественных организаций, объединяющих родителей детей с этим заболеванием. Сам фонд имеет сугубо российское происхождение — и деньги в нем тоже только российские. Но по молодости и неопытности «Островок» обратился за помощью в проведении конкурса по распределению грантов к одному из самых известных в мире международных благотворительных фондов — «Charity Aid Foundation». Этот фонд оказал юридическую поддержку, а также был оператором распределения средств. Поэтому деньги в подмосковную Истру пришли с его счета — и грантодателем в прокурорском документе значится именно он.

Проект «Помощь больным муковисцидозом» был реализован. Отчет о расходовании средств отправлен как грантодателям, так и налоговым органам. На потраченные деньги провели несколько вебинаров, предназначенных для молодых родителей. «Для молодых семей известие о болезни — страшная травма. Отцы, бывает, не выдерживают, уходят. Мы же рассказывали, как с этой болезнью жить, как лечиться. Какие методики самые современные, куда обращаться за помощью. Мы получили благодарности не только из российских регионов, нам писали из Латвии, Украины, даже российские граждане из Японии», — рассказывает про проект Алекина.

Только вот конечным итогом реализации проекта может стать судебная тяжба с Минюстом и огромный штраф. Отказавшуюся признавать себя «иностранным агентом» ассоциацию «Голос» суд, как известно, оштрафовал на 300 тысяч рублей. «Помощь больным мусковицидозом» «иностранным агентом» тоже становиться не желает.

Алекина то и дело перелистывает двухстраничное прокурорское предостережение. «Мы в тупике. Абсурдность сложившегося положения понимают все, но последствия просчитать не может никто», — говорит она. Первый раз в прокуратуре ее шокировали вопросом: принимала ли ваша организация участие в выборах или партийных проектах? Алекина отвечала, что, как и всякий гражданин, имеет право голоса — участие в выборах тем и ограничивалось. Она говорила прокурорам, что в законе об «иностранных агентах» с его изначально туманными и расширительными формулировками для таких организаций, как «Помощь», есть специальное исключение. Там написано, что к политической деятельности не относится деятельность в области здравоохранения. Но в прокуратуре придрались к тому пункту устава, который гласит: «организация имеет право обращаться в органы власти и представлять там интересы инвалидов». Это, мол, и есть политическая деятельность.

«Уберите из устава этот пункт!» — потребовали в истринской прокуратуре. «Но как же мы тогда будем обращаться в областной Минздрав?» — поинтересовалась Алекина, и прокурорское предостережение было ей ответом. Причем предостережение — это такой документ, который нельзя обжаловать в суде. Алекина теперь пишет в областную прокуратуру, просит здравомыслия.

В прокуратуре вынесенное предостережение не комментируют. В истринской говорят, что это прерогатива Московской областной прокуратуры. В областной «Ленте.ру» посоветовали обратиться уже в Генеральную, ну а там — традиционно попросили письменный запрос.

«Наши законодатели были неправы, — деликатно формулирует Алекина. — Я, вообще, историк и преподаватель правовых дисциплин, поэтому могу судить об этом. В законодательстве других стран мира политическая деятельность — это борьба за власть и ее удержание. Все четко. НКО-«иностранные агенты» в законодательстве других стран тоже есть. Только там прямо сказано, что они действуют в интересах другого государства. Но это что — про нас, что ли?!» Алекина указывает и на то, что на сайте Минюста появился раздел, где будут указаны НКО-«агенты». Но при этом ни в законе, ни в разъяснениях этого ведомства нет ни слова о том, как перестать быть «иностранным агентом». «Что, один раз западный грант получил — и на всю жизнь клеймо?» — недоумевает она.

«Я не хочу быть "иностранным агентом", — продолжает Алекина. – Помимо того, что это неверно по сути своей, на нас люди по-другому начнут смотреть. В коллективной памяти "иностранный агент" — это совсем недоброе что-то». НКО-«агенты» должны сдавать отчетность раз в квартал, а не раз в год — с этим Алекина еще справится. Однако нужно будет также заказывать аудиторскую проверку своей деятельности, а у «Помощи больным муковисцидозом» денег на это нет — и не будет.

Таким образом, прокуратуре и Минюсту будет достаточно проявить лишь немного усердия — и уже до конца этого года они смогут отчитаться: одним «иностранным агентом» в Истре стало меньше.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше