Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Рубль в конце тоннеля Жители Приднестровья выбрали Россию

Референдум о статусе Приднестровья, который прошел в непризнанной республике 17 сентября, завершился без сюрпризов. Более 97 процентов граждан, пришедших на избирательные участки, проголосовали за "независимость республики и ее последующее свободное присоединение к Российской Федерации".

Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов уже заявил, что в ближайшее время Верховный Совет ПМР займется "гармонизацией приднестровского и российского законодательства" - прежде всего в сфере таможенного и налогового права. Ранее депутат Верховного Совета Валериан Тулгара сказал журналистам, что уже в следующем году национальной валютой в Приднестровье может стать российский рубль. Представители банковского сообщества ПМР даже предложили печатать российские деньги на монетном дворе в Тирасполе.

Официальная Москва отреагировала на известие о результатах референдума сдержанно: глава МИД Сергей Лавров в очередной раз подтвердил позицию России, согласно которой приднестровский конфликт должен быть решен "за столом переговоров, с учетом всех имеющихся договоренностей".

Молдавия, частью которой де-юре является Приднестровье, итоги голосования не признала. Глава молдавского МИД Андрей Стратан заявил, что "вчерашний день ничего не изменит, так называемый референдум - это политический фарс". Стратан добавил, что Молдавия будет и в дальнейшем выступать за "реинтеграцию" Приднестровья.

Представители Европейского союза также сообщили, что референдум не повлияет на позицию ЕС по вопросу о статусе Приднестровья. "Результаты голосования не могут быть признаны на международном уровне", - заявил официальный представитель Еврокомисии Пьетро Петруччи, ссылаясь на "четкую оценку", которую дал этому мероприятию председатель ОБСЕ Карел де Гухт. Де Гухт назвал референдум "односторонним" мероприятием, способным, по его мнению, "только осложнить ситуацию в регионе". Претензии у главы ОБСЕ вызвали, в частности, формулировки вопросов, которые были вынесены на голосование.

Напомним, что жителям Приднестровья предлагалось ответить на два вопроса: "Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?" и "Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?".

Неравнозначность формулировок очевидна: "свободе с Россией" противопоставляется "зависимость от Молдавии", реальному положению дел ("поддерживаете ли Вы курс…") нечто маловероятное ("считаете ли Вы возможным…"). Для сравнения: на референдум в Черногории 2006 года, по итогам которого страна подтвердила свою независимость и была признана международным сообществом, был вынесен только один вопрос: "Желаете ли Вы, чтобы Черногория стала независимым государством и субъектом международного права?".

Следует отметить, что официальные лица Приднестровья сами не раз давали повод усомниться в том, что референдум является не политической акцией руководства республики, а свободным волеизъявлением народа. Особенно показательны высказывания главы ЦИК ПМР Петра Денисенко. Обещая провести референдум честно и открыто, он отметил: "пусть будет даже где-то меньший показатель, меньший процент, зато путь будут разные мнения". А затем рассказал, как он сам относится к "разным мнениям", вынесенным на голосование. "Я не склонен думать, что приднестровский народ выберет кабалу: люди выберут для себя свободу, славянский мир, Россия для нас - вторая родина", - заявил глава ЦИК.

На фоне подобных высказываний, исходящих от человека, которому поручена организация референдума, малоубедительными выглядят слова главы Тираспольского избиркома Владимира Тихончука о том, что его коллеги "только информируют, а не агитируют". Тихончук напомнил, что "заниматься агитацией, говорить, за что нужно голосовать, представителям госадминистрации и членам избиркома запрещает Избирательный кодекс ПМР". Однако в том же Тирасполе городские власти в конце августа создали координационный совет по подготовке к референдуму. Одной из основных задач этого совета была названа "агитация по вопросу правильного выбора внешнеполитического приоритета ПМР".

Референдум, который прошел 17 сентября в Приднестровье, стал уже седьмым за последние 16 лет. Предыдущие попытки заявить о независимости не привели ни к разрешению конфликта с Молдавией, ни к получению республикой официального статуса. Нынешний плебисцит, судя по реакции заинтересованных сторон, не стал исключением. Однако агитационные усилия чиновников не были потрачены впустую. Для президента непризнанной республики плебисцит стал очень удачным стартом предвыборной кампании. 18 сентября Игорь Смирнов официально заявил, что будет баллотироваться на следующий срок. Правда, прогнозировать итоги выборов в беседе с журналистами он не стал. "На все воля народа", - сказал Смирнов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше